СНГ– 2012: турбулентная Азия, «газовая» Украина и ЕЭП
20.01.2012 16:07
—
ИноСМИ
| Новости-Армения
Источник материала: Новости-Армения Наступивший год обещает быть насыщенным и крайне непростым для пространства СНГ. Можно говорить о нескольких потенциальных кризисах на постсоветском пространстве. И каждый из них непосредственным образом затрагивает интересы России. Турбулентная Центральная Азия Многие аналитики предрекали приход «арабской весны» в Центральную Азию еще в 2011 году. Однако пока обошлось. И хотя правящие режимы относительно спокойно пережили прошедший, крайне тревожный год, базовые предпосылки для массового недовольства остаются, и это недовольство может перейти в открытую форму. Неожиданным сигналом стали беспорядки в Западном Казахстане в конце декабря прошедшего года. Наверное, можно говорить о множестве причин, приведших к конфликту: традиционные сепаратистские настроения на западе страны, усиление влияния исламских фундаменталистов, ошибки руководства нефтяной компании. Безусловно, все эти факторы присутствуют, но складывается впечатление, что есть попытка запустить сценарий радикальных изменений в регионе. Самое тревожное для России, что волнения начались именно в Казахстане - ближайшем союзнике России в регионе, члене Таможенного союза и ЕЭП. Весьма вероятно, что в нынешнем году руководство Узбекистана и Таджикистана столкнется с резким ростом протестных настроений. Усилению нестабильности в этих странах будет способствовать вывод американских войск из Афганистана. Пока непонятно, каким образом будет выстроена новая система безопасности в регионе. Лидеры соседних с Афганистаном стран хотят, чтобы Россия стала по факту гарантом безопасности их режимов, ссылаясь на свое членство в СНГ и ОДКБ. При этом главы центральноазиатских государств весьма прохладно относятся к попыткам Москвы усилить свое военное присутствие (включая контроль за южными границами СНГ). Видимо, с особой тревогой Россия будет следить за развитием событий в Узбекистане. Тому есть несколько причин: в частности, по поступающей из Ташкента информации, в конце прошлого года резко обострилась клановая борьба в окружении президента Ислама Каримова. В свою очередь Каримов, желая перехватить инициативу, пошел на целый ряд серьезных кадровых изменений. Так, в конце декабря 2011 года он освободил от занимаемой должности секретаря Совета национальной безопасности Мурада Атаева, назначив на его место первого заместителя министра обороны Баходира Ташматова. Должность секретаря СНБ - одна из самых значимых во властной структуре Узбекистана. Уже в этом году перемены произошли и в узбекском МИДе – 13 января президент назначил министром иностранных дел Абдулазиза Камилова, до того занимавшего пост первого заместителя министра. Отстранен от должности заместитель министра иностранных дел Бахтиер Исламов, курировавший отношения с СНГ (по неофициальной версии, в вину ему ставится отсутствие прогресса в отношениях с Россией, точнее, неготовность Москвы выполнять многие пожелания узбекской стороны). Ислам Каримов сам признает, что ситуация вокруг Узбекистана усложняется. «Серьезным вызовом региональной стабильности и безопасности является ухудшающаяся социально-экономическая ситуация в отдельных странах региона», - заявил Каримов 13 января, обращаясь к руководству Вооруженных cил страны. Тем временем узбекская оппозиция пытается освоить "арабский сценарий": в сети Facebook создано несколько инициативных групп с целью организации мирных протестов в Узбекистане. Как узбекские аналитики, проживающие за рубежом, так и западные эксперты сходятся во мнении, что спусковым крючком волнений может послужить попытка Ислама Каримова передать власть своей дочери Гульнаре (неофициально обсуждалась возможность назначить ее главой нижней палаты парламента - олий мажлиса). К сожалению, из-за практически полной закрытости страны очень сложно строить реальные прогнозы развития политической ситуации в Узбекистане. Украина: газ, ГТС, римейк "оранжевой революции" 2011 год окончательно рассеял иллюзии о возможности присоединения Украины к интеграционным проектам ЕврАзЭС - Таможенному союзу и ЕЭП. Если раньше президент Украины объяснял свой отказ обязательствами по членству в ВТО, то после вступления России в эту международную организацию такие аргументы уже не работают. Стало также ясно, что Киев не готов идти на создание газотранспортного консорциума с Москвой. Сейчас Россия и Украина оказались на пороге нового масштабного газового противостояния. Украина не готова пойти на реальное создание совместного газотранспортного консорциума (особенно в год парламентских выборов, поскольку оппозицией это будет представлено как «сдача национальных интересов»). В то же время Киев будет продолжать настаивать на предоставлении скидок на газ. «Украина имеет уникальную ГТС, наши подземные газохранилища вмещают до 34 млрд. кубических метров, - заявил на днях по Первому национальному каналу депутат ВР, советник президента Украины Анатолий Кинах. - Такими возможностями не может похвастаться ни одна страна мира. И это наш главный аргумент в переговорах с Российской Федерацией. Поэтому нашим восточным соседям надо понять, что приватизации украинской газотранспортной системы быть не может. Это наша принципиальная позиция». Очевидно, что «газовый вопрос» становится определяющим в отношениях между двумя странами в 2012 году. После выборов в Верховную Раду, которые намечены на октябрь нынешнего года, вполне вероятно, сложится новая конфигурация власти на Украине: не исключен сценарий, при котором нынешняя провластная Партия регионов и ее тактические союзники могут потерять не только конституционное, но и простое большинство в украинском парламенте. Гипотетическое поражение ПР может стать катализатором для римейка "оранжевой революции" под лозунгами досрочной отставки президента Виктора Януковича и правительства Николая Азарова. В любом случае политика Януковича под давлением радикальной оппозиции может стать более конфронтационной по отношению к России. Пока что Верховная Рада отложила ратификацию соглашения по созданию зоны свободной торговли в СНГ (ранее предполагалось, что украинский парламент ратифицирует это соглашение синхронно с российской Государственной Думой). Киев дает понять, что пойдет на ратификацию соглашения только после получения новых скидок на поставляемый российский газ. И еще о ЗСТ Перспективы зоны свободной торговли Содружества не только на Украине выглядят весьма туманно: Азербайджан, Узбекистан и Туркмения так и не присоединились к данному соглашению. Заключенный в конце октября в Санкт-Петербурге договор о создании ЗСТ СНГ пока не ратифицирован ни одной страной-подписантом. Весьма вероятно, что дальнейшая судьба ЗСТ станет основной темой неформального саммита СНГ, проведение которого намечено на май 2012 года в Москве. Примечательно, что данный саммит пройдет уже после президентских выборов в России, и руководители стран СНГ смогут узнать о приоритетах российской политики на постсоветском пространстве на шесть ближайших лет, как говорится, из первых рук. Обострение на Днестре Новый год начался с неприятного сюрприза для российской дипломатии - резкого обострения ситуации вокруг российских миротворцев в Приднестровье. После гибели молдавского миротворца на одном из КПП Кишинев потребовал незамедлительного пересмотра миротворческого мандата России и ввода международных сил. Обострение вокруг российских миротворцев по времени совпало со сменой власти в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике - новый президент Евгений Шевчук приступил к исполнению своих обязанностей. Москве сейчас приходится в срочном порядке решать две задачи, связанные с проблематикой ПМР: искать новый формат миротворческой операции и выстраивать отношения с новым руководством. Уже сейчас ясно, что давление на Москву и Тирасполь с целью согласиться на «объединение обоих берегов Днестра» будет возрастать. Вполне возможны и вооруженные провокации в зоне безопасности для интернационализации конфликта. Кишинев в этой конфронтации явно рассчитывает на поддержку ЕС, который неоднократно заявлял о необходимости вывода российских миротворцев из Приднестровья. Сейчас уже совершенно ясно, что все заявления официального Кишинева о «стратегическом характере отношений с Россией» были только дымовой завесой для подготовки серьезного наступления на российские позиции в регионе. Как совместить форматы СНГ и ЕЭП? С 1 января 2012 года на территории России, Белоруссии и Казахстана начали действовать нормативные документы Единого экономического пространства (всего было подписано 17 базовых соглашений). К единому рынку товаров (он фактически создан в рамках Таможенного союза) добавляется единый рынок труда и капиталов. Кроме того, органам власти трех стран придется согласовывать макроэкономическую и валютную политику, хотя о введении единой валюты речь пока не идет. С февраля 2012 года начинает действовать коллегия ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) - новый наднациональный орган, который будет руководить интеграционными процессами в форматах уже существующего Таможенного союза и Единого экономического пространства. От успешности деятельности этого наднационального органа будет в решающей степени зависеть, станет ли Евразийский союз реальностью. В первую очередь ЕЭК в 2012 году придется найти алгоритм соотношения национальных и наднациональных нормативных актов. А перед Россией встанет вопрос совмещения участия в крупнейших интеграционных форматах на территории бывшего СССР: СНГ и ЕЭП. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наступивший год обещает быть насыщенным и крайне непростым для пространства СНГ. Можно говорить о нескольких потенциальных кризисах на постсоветском пространстве. И каждый из них непосредственным образом затрагивает интересы России.
|
|