Белоруссия выходит из кризиса по неолиберальным стандартам?
28.02.2012 15:46
—
ИноСМИ
| В Кризис.ру
Источник материала: В Кризис.ру
Виноватыми оказывались неразумные граждане, предъявлявшие ажиотажный спрос то на иностранную валюту, то на продовольствие. Или российские власти, навязавшие Таможенный союз и поднявшие цены на энергоносители. Или простые россияне, приезжавшие за дешевыми продуктами. Или Европейский Союз, отказавший в кредитах в ответ на послевыборные репрессии в отношении оппозиции. Законы рынка, наконец. Только не политика властей. Теперь, как выясняется, кризис все же был. Но, конечно, остался в прошлом. Заместитель главы белорусского правительства, разумеется, не сам пошел на такое смелое признание. Это сделал в начале февраля президент Александр Лукашенко. Впрочем, в том контексте, что доходы вот-вот вернутся на докризисный уровень. Если учесть, что доходы белорусов упали примерно вдвое в валютном выражении и более чем на треть по отношению к уровню цен – заявление очень оптимистичное. И вполне понятное в свете предстоящих в текущем году выборов в Палату представителей (или просто «палатку», как зовут ее иронично настроенные белорусы, учитывая реальную значимость представительной власти в системе). Сюрпризов никто и не ждет. Тем не менее президент вряд ли отступит от традиции предвыборных подарков избирателям. Интересно, что авторитарный характер режима вовсе не препятствует проявлению «политико-делового цикла», который считается пороком демократических систем. Суть его в том, что в предвыборный период правительства склонны подстраиваться под настроения избирателей и избегать болезненных, но необходимых решений. «А то, что придется потом платить, так ведь это ж, пойми, потом!», а может, и вовсе политическим соперникам придется ломать голову, что делать с выросшей инфляцией. Считается, что авторитарные режимы способны избежать этой логики и более последовательно проводить жесткий социально-экономический курс. Это одна из причин, по которой экономические либералы не сильно жалуют политическую демократию. Однако авторитарная власть бывает не менее склонна к популизму, нежели сменяемая демократическая. Отсюда всевозможные «экономические чудеса с последующим разоблачением». Оптимистические заявления белорусских государственных деятелей выглядят не слишком уместными на фоне накатывающей второй волны кризиса. Что ни говори, белорусская экономика встроена в мировой рынок. Она далеко не автаркична и привязана к внешнеэкономической конъюнктуре. Хотя бы в силу зависимости от импорта сырья и спроса на свою продукцию. Но с другой стороны, у нынешних заявлений (в отличие от весенне-летних) есть реальная основа. Впервые за последний год Нацбанк снижает ставку рефинансирования (с 45 до 38%), что отражает замедление темпов инфляции. Девальвация белорусского рубля привела к разрешению валютного кризиса – ажиотажный спрос на валюту спал. Девальвация повысила конкурентоспособность экспорта, хотя ее эффект близится к исчерпанию. Улучшился торговый баланс. Его отрицательное сальдо сократилось за прошедший год с $9,6 млрд до $4,55 млрд. Начиная с мая 2011-го этот показатель был положительным. Свой вклад внесли и снижение импорта, начавшееся в марте, и рост экспорта с января по август. Осенью объемы экспорта несколько снизились, но все равно по итогам 2011 года экспорт достиг рекордных $40 млрд (в текущем, правда, выражении, без учета инфляции). Интересна структура баланса. Отрицательное сальдо с Россией (энергоносители и сырье) выросло с $8 млрд до $11 млрд. С Китаем (потребительские товары и продукция производственного назначения) – с $1,2 млрд до $1,5 млрд. Зато в торговле со странами Европейского союза положительное сальдо подскочило с $50 млн до $7 млрд – в 140 раз! Как-то так получается, что не близость политических режимов способствует торговому успеху, а «типа наоборот». И это в условиях «евросанкций» против Лукашенко. Впрочем, санкции состоят главным образом в постоянном пополнении черных списков белорусских чиновников, которым запрещен въезд в Европу. Что при таком торговом балансе можно и пережить. Налицо, кстати, иллюстрация малой эффективности внешнеэкономических санкций вообще. Если они носят символический характер, то они малодейственны. Если же применять санкции всерьез, то они в гораздо большей степени бьют по населению, чем по властям. А последние довольно часто (хотя и не всегда) переадресуют недовольство вовне, нагнетая ксенофобию и укрепляя собственную политическую базу. Наиболее доходный экспортный товар – нефть (которую в Белоруссии не добывают) и нефтепродукты. Их продажа в страны Евросоюза принесла $10,4 млрд. Из которых $1,3 млрд приходятся на Германию, особенно жестко критикующую белорусскую внутреннюю политику. Таким образом, держаться на плаву помогают Лукашенко и Запад, и Восток – нефть-то в Белоруссию поступает из России. При этом и Россию, и Европу официальный Минск регулярно обвиняет в своих экономических трудностях. Объемы российских поставок по льготным ценам выросли на 40%. Так Кремль приобрел согласие Лукашенко на интеграционные шаги – Таможенный союз и Единое экономическое пространство. В известной мере это и вложения в российскую избирательную кампанию. Постсоветская интеграция предъявляется в перечне достижений власти. А дело это недешевое. Насколько белорусским властям удастся закрепить сдвиги к лучшему, зависит и от мировой конъюнктуры (как экономической, так и политической), и от их собственной политики. Пока что на уровне официальных заявлений формируется довольно стандартный неолиберальный курс – встраивание в мировую финансовую систему, повышение конкурентоспособности, жесткая кредитно-денежная политика, отказ от «избыточных» социальных расходов. Традиционно социально-экономическая политика Александра Лукашенко имела совсем другой характер. Но именно поэтому «шокотерапия па-беларуску» обладает резервами для эффекта. Есть, правда, сомнения, что последствия сильно понравятся белорусам. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Не было у нас никакого кризиса, да и кончился он уже» – примерно так можно интерпретировать первого вице-премьера Республики Беларусь Владимира Семашко, высказавшего свою личную оценку о финансово-экономической ситуации в стране. Да и весь прошлый год кризис в Белоруссии властями не признавался. Были «временные трудности», «неурядицы», «непростая ситуация», «некоторые проблемы». |
|