Путина не пустили в театр
03.05.2012 14:21
—
ИноСМИ
| Московский Комсомолец
Источник материала: Московский Комсомолец Московский «Театр.DOC» столкнулся в Петербурге с цензурой. Один за другим петербургские театры отказываются показывать сатирический спектакль «БерлусПутин», поставленный московским «Театром. DOC» к своему юбилею. Вот уже 10 лет в этом документальном театре играют откровенные спектакли о наболевшем. Именно там поставили «Час восемнадцать» о гибели в СИЗО адвоката Сергея Магнитского. Но никогда еще постановки «Театра. DOC» не запрещали. Отказали полушария «Театр. DOC» — практически единственный российский театр, который ставит документальные спектакли только о современных проблемах. Театр находится в подвале дома в Трехпрудном переулке. Железная дверь, шаткая, старая лестница, рядом вход в вентиляционные шахты и каморку слесарей. Внутри театра не развернуться. Маленький зрительный зал на 50 мест, крошечная сцена. — «Театр.DOC» родился, когда режиссер и драматург Иван Вырыпаев бежал из Иркутска, его выгнали из театра, — рассказывает один из основателей «Театра. DOC» Михаил Угаров. — Он был в растерянности, а мы ему сказали: у нас нет денег, но есть подвал. Потом мы сами сколотили сцену из щитов ДСП, найденных на помойке, и отремонтировали зрительный зал. Это было ровно десять лет назад. Сейчас билеты в подвальный «Театр.DOC» достать сложнее, чем в лучшие театры Москвы и Петербурга. На спектакль «БерлусПутин» запись ведется на несколько месяцев вперед. — «БерлусПутин» — это очень жесткая, площадная сатира на Владимира Путина, его политику и личную жизнь, — говорит Михаил Угаров. — И вот этот спектакль уже отказались показывать три петербургских ДК. Стало понятно, что и остальные площадки Петербурга тоже не захотят отдать свою сцену для «БерлусПутина». Приключения «БерлусПутина» в Петербурге начались с ДК им. Газа. Там сначала пообещали предоставить сцену в последних числах мая, но потом неожиданно отказали. Ситуация повторилась в ДК им. Ленсовета и ДК им. Горького. — В личном разговоре представители этих площадок грустно сообщали нам: «Ну, вы же понимаете, почему мы отказываем…», — рассказывает Михаил Угаров. — А в официальной беседе все говорили, что, к сожалению, площадка занята. И сегодня, и завтра, и в другие дни тоже. И я в общем-то все понимаю. Не думаю, что это какой-то приказ сверху. Скорее, это просто трусость руководителей. Зачем рисковать ради какого-то непонятного спектакля чужого театра? Мы уже сталкивались с такой ситуацией. Когда нас зовут в другие города на региональные фестивали, часто просят: «Только не «БерлусПутин». Вы же понимаете, в зале будет сидеть губернатор, он может не понять…» Вот такая самоцензура. Петербургским театрам есть чего бояться. По сюжету спектакля Берлускони приехал к Путину в гости, а на того, как назло, готовилось покушение. В итоге террористы ухлопали экс-премьера Италии, а Путина ранили в голову. Чтобы спасти Владимира Владимировича, врачи пересадили ему часть мозга Берлускони, а народу объявили, что Путина задело шасси взлетающего самолета. Из комы Путин выходит очень порядочным человеком. Он страдает от того, что наделал в стране, призывает разоблачить всех жуликов и воров и в первую очередь самого себя. Более того, обновленный Путин освобождает Ходорковского из тюрьмы и начинает уголовный процесс против себя и своего окружения. Тут перепуганные врачи пускают в мозг премьера пару электрических разрядов, и все встает на свои места. Путин прекращает бурную деятельность и натягивает на себя маску доброго эльфа Добби из «Гарри Поттера». Кстати, премьера спектакля состоялась всего за пару дней до президентских выборов. Театр без запретов От других спектаклей «Театра.DOC» еще ни один театр не отказывался. А в обойме москвичей сплошь и рядом острые, как нож, постановки. Спектакли «Цейтнот» и «Солдатские письма» — о Чеченской и Афганской войнах. Пьеса «Двое в твоем доме» — о домашнем аресте бывшего кандидата в президенты Белоруссии Владимира Некляева. «Война молдаван за картонную коробку» — о мигрантах и ксенофобии. «Язычники» — жесткая критика церкви и религии, «Демократия.doc» — насмешка над российскими политиками, «Большая жрачка» — осуждение аморального современного телевидения. — Наверно, причина нашей популярности в том, что для нас нет никаких запретов, — говорит Михаил Угаров. — Сейчас, например, мы готовим постановку об арт-группе Pussy Riot. В основу спектакля будут положены письма из тюрьмы активистки Pussy Riot Нади Толоконниковой. С одной стороны, мы боимся показывать такие спектакли. Ведь у нас в стране можно очень легко перекрыть кислород. Для этого есть пожарные, налоговая, суд. Поэтому перед выходом спектаклей вроде «БерлусПутина» или «Язычников» в театре всегда довольно нервная обстановка. Готовя новый спектакль, актеры и драматург «Театра. DOC» идут «в народ» и записывают на диктофон монологи живых людей в самых необычных местах — тюрьмах, СИЗО, приютах, притонах бомжей. В спектакле о бесланской трагедии «Сентябрь.DOC» звучат невыдуманные цитаты из русских и кавказских интернет-форумов. В постановку вошло все то, что говорили люди разных национальностей и убеждений в первые две недели после захвата школы. А для спектакля «Час восемнадцать» о гибели в СИЗО адвоката Сергея Магнитского авторы использовали интернет-форумы юристов, адвокатов, брали целые куски из докладов общественной комиссии и правозащитников, общались с родственниками погибшего адвоката. И в итоге получился спектакль-приговор не только тем людям, которые напрямую участвовали в деле Магнитского, но и всей тюремной системе, безжалостной к человеку. — Мать погибшего Магнитского видела спектакль, — рассказывает Михаил Угаров. — Она абсолютно вместе с нами. После премьеры она плакала. К слову, на постановку «Час восемнадцать» зрителей пускают бесплатно. Входной билет на остальные спектакли стоит максимум 700–800 рублей. Основатели «Театра. DOC» уверены, что театр на злобу дня должен быть дешевым. Самый короткий спектакль Во время спектаклей «Театра.DOC» на сцене нет ни декораций, ни музыки. Все это отвлекает зрителей от документальной истории, которую рассказывают актеры. В театре запрещены и метафоры. Говорить о проблеме надо так откровенно и просто, чтобы было понятно любому школьнику. — Использование метафор, фантазий, аллегорий — это трусость, боязнь взглянуть правде в глаза, — считает Михаил Угаров. — Хочется какой-то искренности, примитивности. Люди этому больше верят. Одна из последних премьер «Театра. DOC» спектакль «Солдат» — апофеоз примитивности. Спектакль идет всего 5 минут, а единственный актер говорит со сцены лишь две фразы: «Солдат пришел в увольнительную. Больше он в армию решил не возвращаться». После этого зал погружается в темноту. Затем обескураженные зрители вместе с создателями спектакля долго обсуждают увиденное. — Не надо рассказывать людям, какие ужасы происходят в армии, — считает Михаил Угаров. — Они все это знают. Поэтому каждый зритель придумывает свою версию того, что произошло с солдатом. Мне кажется, это наш самый революционный спектакль. Как ни странно, играть в подобных спектаклях мечтают многие. К Михаилу Угарову актеры выстраиваются в очередь с просьбой зачислить их в труппу. Основатель «Театра. DOC» всем объясняет, что работать придется за небольшие деньги, постоянной зарплаты нет, как, впрочем, и социальных благ. А в трудные времена, бывает, и за аренду заплатить нечем. Несмотря на это, в команде «Театра. DOC» около ста человек. Все очень разные. Начиная от знаменитого режиссера Ивана Вырыпаева и заканчивая сериальными актерами Егором Бариновым (сериалы «Маргоша», «Две судьбы») и Евгением Антроповым («Антикиллер», «Жизнь взаймы»). Именно из «Театра.DOC» пришли в кино дочь Аркадия Райкина Полина (она сыграла одну из ролей в фильме «Шпион») и актриса Дарья Екиманова (главная роль в фильме «Жила-была одна баба»). Больше того, во многих постановках играют актеры с синдромом Дауна. За десять лет жизни артисты «Театра. DOC» показали больше 40 спектаклей. — Говорят, что люди устали от реальности. Нет, они просто панически ее боятся, — считает Михаил Угаров. — А зачем? Лучше присмотреться к ней. Этим мы и занимаемся. Конечно, можно без конца кормить тетенек сериалами и услаждать театральными постановками про любовные треугольники. Но нам гораздо интереснее участвовать в гуще событий, говорить с людьми на темы, которые их волнуют. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Московский «Театр.DOC» столкнулся в Петербурге с цензурой.
|
|