Матча не будет: 36 лет назад над Украиной разбился "Пахтакор"
11.08.2015 09:02
—
Калейдоскоп
|
Вера Дашкевич, Sputnik.Трагедия случилась 11 августа 1979 года в небе над украинским Днепродзержинском. На высоте 7800 метров столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134. Один борт следовал из Челябинска в Кишенев с 88-ю пассажирами на борту, второй — из Ташкента в Минск. На этом борту находились 77 человек: 12 детей и 65 взрослых. В их числе команда ташкентского футбольного клуба "Пахтакор": 14 игроков, тренер администратор и врач. Официальная версияСамолеты пропали с радаров в 13:35. Приблизительно в это же время командир самолета Ан-2, который совершал рейс Черкассы-Донецк, передал на землю "Харьков, 734-й, что-то падает с неба!". Еще через пару минут командир донецкого рейса сообщил диспетчерам: "В районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, ТУ-134". Комиссия, которая проводила расследование, пришла к выводу, что виноваты диспетчеры. Они, хоть и неумышленно, но свели два лайнера в одной точке. Этот сектор воздушных трасс считался непростым, тем не менее, координировать полеты в тот день поставили малоопытного диспетчера 3-го класса - двадцатилетнего Николая Жуковского. Контролировать его работу должен был диспетчер 1-го класса Владимир Сумский. Он в какой-то момент заметил ошибочные решения стажера, попытался их исправить, но, в конечном счете, лишь приблизил трагедию. Жуковского и Сумского осудили на 15 лет. Сумский вышел через 6.5 лет, Жуковский покончил с собой. Стреляли?Впрочем, была и другая версия катастрофы — самолет сбили. Кто и почему — предположения разнятся, их несколько лет назад собрали и проанализировали создатели документального фильма "Тайна гибели "Пахтакора". Документалисты пообщались с тренером команды Олегом Базилевичем, который тогда чудом избежал гибели — по семейным обстоятельствам он должен был лететь в Минск другим рейсом. По мнению Базилевича, диспетчеры ошибочно завели минский ТУ в секретную зону. Лайнер оказался над оборонным объектом, потому, по версии бывшего тренера "Пахтакора", и был сбит. В фильме рассматривают также версию, что самолет был сбит во время военных учений, которые в то время походили на территории Украины. Однако противники этой версии напоминают о том, что в это время в небе над Днепродзержинском находились несколько самолетов, в том числе донецкий Ан-2 наблюдавший трагедию. Он летел гораздо ниже, и, значит, представлял большую опасность для возможного секретного объекта или более легкую мишень. Однако Ан уцелел. ПамятьСразу после трагедии команду попытались восстановить — командировали в "Пахтакор" футболистов из разных республик, приняли решение сохранить на три года за ташкентским клубом членство в высшей лиге. Этот пункт оказался особенно кстати в 1981 году, когда "Пахтакор" занял последнее, 18-е место в чемпионате страны. Команда восстанавливалась достаточно долго. В новом веке память о погибшем "Пахтакоре" была увековечена сразу несколькими монументами. К 30-летию трагедии на месте трагедии у Куриловки и в самом поселке появились памятные знаки. Они стали возможны, благодаря инициативе — Аллы Шулепиной-Тазетдиновой вдовы тренера Идгая Тазетдинова, а также финансовой поддержке ряда футбольных клубов. На одном из памятников так и написано "от футбольного братства бывшего СССР". Трагедия у Куриловки, в которой погиб "Пахтакор", остается одной из крупнейшей авиакатастрофой в мировой истории. Никто не выжил, погибли 178 человек. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Столкновение над Украиной стало крупнейшей в СССР авиакатастрофой, в которой погибли 178 человек. |
|