Зайдите на любой авторынок. Картина везде одинаковая: стада машин, гуляющие зеваки и мрачные продавцы - никто ничего не покупает. Знающие люди говорят: пресыщение - прошедшей зимой машин импортировали слишком много (в Литве, говорят, опустошили все авторынки). Ситуацию усугубило резкое падение евро. Новость, что пошлины для физлиц пока останутся на прежнем уровне, окончательно поставила автомобильный вопрос на прикол. Цены поползли вниз. Некоторые еще в январе - феврале решили заработать на разнице и прогадали: машина - и не одна! - куплена, кредит нужно отдавать, а спроса нет. Образовалась огромная пробка. Что будет дальше?
...Прошлое воскресенье. Рынок в Малиновке. Стоят и всегда популярные дизели-универсалы, и семейные минивэны, которые вообще-то охотно берут перед дачным сезоном, и экономичные хэтчбеки. Невиданное дело: всегда ушлые перекупщики готовы сильно поступиться ценой. Сейчас промедление для них большими убытками чревато. Например, десятилетнюю "Мазду-626" мне готовы были отдать за 5.000 у.е. А "Опель-Зафира" 2001 года выпуска - за 6.500 долларов. И это без торга! Прогнозируют, цены еще будут снижаться...
- Ну считай сам, - загибали пальцы перекупщики, - растаможивали машину, когда за 1 евро давали почти 1,4 доллара. Сейчас - около 1,2. Минус две тысячи долларов. Заезд на авторынок в выходные - чуть более 100 тысяч рублей. Учти также, что некоторые по 20 недель ничего продать не могут. А еще бензин, полировка (придать товарный вид машине тоже надо)... Дальше будет только хуже, поэтому сейчас все стремятся избавиться от обузы.
Немного в более выигрышном положении находятся автокомиссионки, которые готовы предоставлять кредиты. Но те, кто хотел купить машину, уже на ней катаются. Куда девать остальные авто? Надежда на отложенный спрос себя не оправдала. Выстрел оказался холостым... Россияне - а именно на них делали расчет, покупая авто, как казалось еще месяц назад, по бросовым ценам, - к нам не торопятся.
- Нынешняя ситуация - это еще и лишнее подтверждение тому, что наша страна - страна перегретой автомобилизации, - считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. - На одну единицу ВВП мы покупаем больше машин, чем на Западе. В списке ценностей автомобиль занимает одну из верхних строчек. Это влияет на качество жизни, комфорт передвижения, но не более того.
Вложение денег в замену машины - это омертвление капитала. Инвестирование в удовольствие, и только! Бюджет, не считая таможенных платежей, ничего не получил. Конечно, некоторое оживление наблюдалось в автосервисе. Хороший хозяин после покупки машины сразу протестирует подвеску, двигатель, заменит масло и тормозную жидкость, обновит аудиосистему и запасется зимним комплектом шин. Однако не забывайте, что многие СТО работают полулегально (по оценкам Комитета госконтроля, потери бюджета в прошлом году из-за сокрытия выручки и неуплаты налогов и сборов в сфере автосервиса составили около 55 миллиардов рублей), поэтому рассчитывать на поступление налогов в полном объеме особо не приходится.
Но, конечно, есть и плюсы, например, произошло быстрое обновление парка (это немного скажется на повышении безопасности на дорогах и экологии). Правда, в ущерб автодилерам, которые и без того в незавидном положении. Машины с нулевым пробегом в салоне обходятся теперь слишком дорого. Даже за гольф-классом (который в последнее время все чаще приобретали у дилеров) покупатели, скорее, отправятся на вторичный рынок, потому что неравные условия. По сравнению с прошлым годом у официальных представителей марок продажи снизились почти втрое. Например, у участников Белорусской автомобильной ассоциации в январе - апреле 2010-го купили 1.524 авто против 4.238 за тот же период прошлого года. Во время возникшей паузы дилеры развивали сервис, обслуживание, но считали дни до 1 июля. Какие настроения царят сейчас?
- Все-таки мы очень рассчитываем, что ситуация изменится и будут созданы равные условия по ввозу и продаже автомобилей. В том числе и приобретение машин у дилеров нашими гражданами, - не теряет оптимизма генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова. - Рынок должен быть цивилизованным. Многие водители уже ощутили плюсы покупки авто с гарантией у официальных представителей марок. Нельзя их лишать очевидных преимуществ и в дальнейшем!
Вообще, нынешняя ситуация обнажила типичные проблемы автомобильного рынка. Подержанных машин много, происходит интенсивная замена, а утилизированных практически нет. Как такое возможно? Кто-то оставляет догнивать "старушку" на даче, кто-то продает за символическую цену. Это тоже издержки. Сказывается отсутствие trade-in - цивилизованной системы замены старых машин на новые (подержанное авто в этом случае просто принимается в зачет). Но пока это невозможно в основном из-за того, что придется дважды платить налог на добавленную стоимость. А ведь это бы упростило жизнь многих, кто решил сменить автомобиль, и оживило бы работу дилеров.
Какие еще могут быть последствия перенасыщения рынка, если пошлины для физлиц останутся на прежнем уровне? Многие комиссионные магазины, скорее всего, распродадут остатки и закроются. На рынке образуется застой. И когда будет следующее обновление, никто предсказать не берется. Зато покупателю выгодно: ему и скидки сулят, и выбор огромный.
Зайдите на любой авторынок. Картина везде одинаковая: стада машин, гуляющие зеваки и мрачные продавцы - никто ничего не покупает. Знающие люди говорят: пресыщение -...