«В основе союзного строительства – национальные интересы России и Беларуси». 21.by

«В основе союзного строительства – национальные интересы России и Беларуси»

29.12.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

По данным социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси, Россия по-прежнему остается главным стратегическим партнером и союзником нашей страны. Подавляющее большинство граждан Республики Беларусь (81%) считают, что в настоящее время больше всего интересам страны соответствует тесное сотрудничество с Российской Федерацией. Аналогично отношение российского народа к Беларуси. Опросы населения, которые проводятся в России не один год, показывают: россияне с уважением и симпатией относятся к белорусам. Интеграция наших стран представляется им естественной и благоразумной. За дальнейшее объединение с Беларусью, по данным ИАЦ при Администрации Президента, сегодня высказываются 76% россиян.

На вопросы корреспондента военного информационного агентства «Ваяр» отвечает заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь доктор философских наук, профессор Лев Криштапович.

— Лев Евстафьевич, какова, на ваш взгляд, сегодня оптимальная модель внешнеполитических отношений Беларуси и России?

— Сразу замечу: проведение согласованной внешней политики с Российской Федерацией не означает, что Беларусь поступается своим суверенитетом. Наша страна сохраняет и активно реализует право на самостоятельную внешнюю политику. Многовекторная политика Беларуси полностью соответствует стремлению обоих государств к формированию многополярного мира.

Россия и Беларусь сумели выработать эффективный механизм координации своих усилий на международной арене. Это достигается за счет поддержки, которую одна сторона оказывает другой, прежде всего в международных организациях.

Согласованность внешней политики не означает подчинения одного государства другому. Каждая страна сохраняет свое право на самостоятельную внешнюю политику. Подобным образом реализуется принцип равенства участников. С развитием интеграционных процессов на постсоветском пространстве международное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации будет разворачиваться в формате более крупных организаций. В настоящее время многие вопросы уже решаются на уровне СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. Участие Беларуси в «Восточном партнерстве», координация деятельности Республики Беларусь, России и Казахстана во вступлении в ВТО, активное участие Российской Федерации в Совете Европы придают этому процессу дополнительный импульс.

Основная задача союзного строительства — создать такую систему, при которой будет обеспечено подлинное равенство сторон без ущерба для их суверенитета. Равенство в этой модели не должно пониматься механически, оно означает вклад каждого государства с учетом его потенциала и общей пользы для союзников.

— При этом очевидно накопление противоречий в информационном пространстве…

— Реалии сегодня таковы, что борьба вокруг интеграции Беларуси и России выливается в информационную войну со всеми присущими ей методами и средствами ведения. Поэтому решение проблемы обеспечения информационной безопасности Союзного государства является насущной необходимостью и отвечает национальным интересам двух стран.

Периодически возникающие противоречия между партнерами по вопросам союзного строительства во многом инспирируются извне. Информация, размещенная на интернет-сайтах, в ряде случаев создает потенциальную или реальную угрозу национальной безопасности государства и в большинстве своем, прикрываясь фразеологией о свободе, внушает совершенно губительные для общества и страны идеи.

В то же время, если присмотреться внимательно к сути данных противоречий, то, как правило, они обусловлены узкокорпоративными интересами хозяйственных субъектов и неумением профильных министерств России и Беларуси работать в едином ключе. В результате подобные споры разрастаются и приводят к конфликтным ситуациям. Все это затем вбрасывается в информационное пространство средствами массовой информации, которые начинают сгущать краски. Именно по такому сценарию протекали «сахарные», «молочные», «газовые» споры.

Что касается противоречий, возникших в конце 2006-го — начале 2007 года между экономическими и политическими элитами Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства, то лучшим и предметным ответом на данный вопрос могут служить слова бывшего руководителя госдепа США Колина Пауэла: «Мы не позволим России вмешиваться в дела республик бывшего СССР. Ибо восстановление СССР не входит в стратегические цели правительства и государства США».

Вот почему успех строительства Союзного государства Беларуси и России связан с созданием единой информационной системы, которая должна быть ориентирована на мобилизацию общественного мнения двух стран в направлении союзности, которая является атрибутивным признаком белорусской и российской государственности. Принцип союзности исторически обусловлен в судьбе наших братских народов и отвечает национальным интересам обоих государств.

— Каким должен быть механизм мобилизации общественного мнения?

— С сожалением приходится констатировать, что существующие информационные проекты в рамках Союзного государства («Союзное вече», «Союз», тележурнал «Союз», журнал «Союзное государство», ТРО «Союз» и т.п.) не могут в полной мере соответствовать потребностям информационного обеспечения процесса союзного строительства. Более того, их деятельность практически локализуется, особенно в России, усилиями мощной контрпропаганды со стороны контролируемых олигархами российских средств массовой информации.

Именно поэтому необходима политическая воля руководства двух стран по установлению государственного (общественного) контроля над средствами массовой информации с целью исключения возможности манипулировать общественным сознанием, внедрять ложные стереотипы и идеи.

Целесообразно было бы создать союзный телеканал с равным правом управления России и Беларуси на нем, который имел бы широкую сеть вещания, в том числе и в других странах СНГ. Нерешенными остаются вопросы, затрагивающие деятельность прежде всего региональных печатных средств массовой информации, на страницах которых союзная тематика либо не представлена совсем, либо подается тенденциозно, исходя из сиюминутной политической конъюнктуры.

Инспирированные извне антисоюзные акции этих сил часто блокируют стремление Российской Федерации и Республики Беларусь к интеграции с последующим дистанцированием политической элиты от понимания целесообразности союзного строительства. Именно политическая элита сегодня является основным объектом внимания, управление ею, как показывает опыт, обеспечивает проникновение антисоюзной психологии в структуры высшего государственного управления России.

Сложность данной проблемы требует постоянного мониторинга процесса принятия государственных решений с целью получения возможности оценки их последствий. Обязательным в данном случае является формирование системы компенсационного информационного воздействия на часть политической элиты России и Беларуси, различные социальные слои и общество в целом.

Вышеуказанные действия по обеспечению национальных интересов Беларуси и России требуют оперативности и политической воли.

— Каковы, на ваш взгляд, стратегические перспективы союзного проекта?

— Исходя из накопленного опыта белорусско-российской интеграции, при определении дальнейших перспектив союзного строительства, на мой взгляд, необходимо учитывать целый ряд концептуальных положений. В первую очередь четко осознать цели интеграционного развития и определить общие долгосрочные приоритеты. Для этого должно происходить поэтапное развитие, восхождение от низших ступеней интеграции к высшим — от зоны свободной торговли к таможенному союзу и единому внутреннему рынку. Далее — к экономическому, валютному и политическому союзам.

Поскольку в основе союзного строительства — национальные интересы России и Беларуси, то его стратегической задачей является выработка и проведение единой экономической, социальной, внешней политики, единой политики в области укрепления обороноспособности двух стран.

Зачастую при согласовании национальных экономических интересов сталкиваются два подхода. Один — это безусловное и скорейшее выравнивание торгового и платежного балансов, ликвидация всяких льгот и дотаций в отношении партнеров, принятие взаимовыгодных, обязательно полностью эквивалентных отношений, осуществление торговли только по мировым ценам.

Более продуктивен другой подход, который предполагает известную гибкость при решении проблем сотрудничества, сохранение некоторых взаимных преференций в рамках союзного строительства для поддержания необходимых торговых отношений и стимулирования производственно-кооперационных связей. Специалисты прямо подчеркивают, что преференциальные условия сотрудничества — неотъемлемая черта экономической интеграции и отказ от этих условий означал бы отказ от интеграции.

— Транснациональные корпорации, которые сегодня оказывают существенное влияние на политику, как правило, равнодушны к национальным интересам. Как нейтрализовать их негативное влияние?

— Крайне важно достичь сбалансированности прав и обязанностей обоих членов Союзного государства. Ибо его подлинная цель — объединить усилия двух государств, направить их на достижение общего блага.

Модель, выстраиваемая нашими странами, может стать образцом интеграционных процессов в мире. Главное сейчас — не останавливаться на достигнутом, определить цели на будущее и уверенно двигаться к их осуществлению.

Начало третьего тысячелетия многие аналитики и политологи связывают с глубоким кризисом, поразившим страны Запада. Несмотря на сохраняющуюся относительную экономическую стабильность в этих государствах, которая большей частью обеспечивается за счет контроля над основными сырьевыми ресурсами и диктата на мировом рынке транснациональных корпораций, кризис тем не менее является системным и затрагивает не только финансовую, экономическую, но и политическую и духовную сферы.

Проявление политической воли для устранения преград на пути союзного строительства особенно актуально в условиях обострения международного финансового кризиса, который сам по себе толкает две братские страны к еще более тесному сближению, более тесному сотрудничеству. Объединив наши экономики и рынки, мы сможем не только минимизировать его последствия для двух стран, но и выйти из кризиса более сильными, о чем неоднократно говорили лидеры Беларуси и России.

Беседовал подполковник Николай ЛЕВЧУК levchuk@vayar.sml.by

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По данным социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси, Россия по-прежнему остается...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика