Рынок автозапчастей растет небывалыми темпами: число торговцев увеличилось за последние годы в несколько раз. Оно и немудрено — в Беларусь ввезено большое количество машин, постоянно требующих как планового, так и экстренного ремонта. Емкость рынка запчастей составляет около 3 миллиардов долларов. Впрочем, эта цифра, как оговариваются специалисты, наверняка еще больше. Значительная часть оборота запчастей (по некоторым данным, до 50 процентов) находится в тени. Товар ввозится контрабандой, сделки прокручиваются через финансовые «помойки», скрывается прибыль, не уплачиваются налоги, торговля идет за наличную валюту мимо кассы. А в цепочке импортер — оптовик — розница — потребитель самое слабое звено — последнее. Мы, покупатели, порой вынуждены переплачивать вдвое.
Недавно в поисках фильтров, ремня ГРМ, роликов и масла для своей машины оказалась на авторынке. Разница в ценах на одни и те же запчасти меня, новичка автомобилиста, мягко говоря, удивила. Продавец поспешил успокоить, мол, поставщики разные, еще предположил, что одни предлагают детали оригинальные, а другие — китайские.
— Цена даже на одинаковые детали или шины может существенно разниться, — «утешил» Виктор, сосед и автовладелец. — А можешь сразу ехать на СТО, тебе там предложат приобрести все необходимое. Они обычно работают напрямую с импортерами или оптовиками и получают хорошую скидку 15 — 20 процентов. Только почем продадут, неизвестно. Но точно ни те ни другие себя не обидят. Цена как на СТО, так и на рынке может зависеть от того, на какой машине приезжаешь и насколько презентабельно выглядишь. Для работяги в стоптанных кроссовках цена одна, для солидного дяденьки — другая.
Своим мнением по поводу ценообразования поделился и начальник отделения оперативного отдела УДФР по Минской области и Минску КГК Андрей Рослик: «Торговцы на рынке нередко откровенно наживаются на покупателе. Кроме того, «экономят» они еще и на налогах. Ведь часто, как показывают «контрольные закупки» и прочие проверки, розничная торговля идет за наличные доллары. Чеки либо вовсе не пробиваются, либо полученная выручка проходит через кассовый аппарат дозированно, в минимальном размере, необходимом для неких обязательных безналичных платежей. В прошлом году мы вместе с налоговыми органами выявили 48 подобных нарушений, привлекли к административной ответственности 25 продавцов. По результатам проверок возбуждено 5 уголовных дел. В бюджет доначислено 6,9 миллиарда рублей».
При этом из–под полы реализуются любые объемы продукции, а чтобы избежать неприятностей с проверяющими, по документам проходит, что на реализацию взято совсем немного товара (по одной единице того или иного наименования) и якобы продается этот товар в течение нескольких лет.
Нарушения оптом и в розницу
Впрочем, заоблачные цены и бесконечные нарушения, которые демонстрирует розничная торговля, — лишь видимая потребителю верхушка нелегального оборота запчастей. Зачастую по «серым» схемам запчасти попадают на белорусский рынок. Выглядит это так. Допустим, крупная фирма ввезла товар в страну легально, по низкой цене, уплатила таможенные платежи. Затем импортер отдает его оптовику или сразу в розницу дороже на 20 — 30 процентов, причем за наличные деньги. А чтобы обезопасить себя перед контролерами и проверяющими, пользуется услугами фиктивных финансовых фирм, существующих лишь на бумаге. Те обеспечивают его липовыми документами, в которых значится, что товар продан с наценкой пять или всего два процента. И соответственно налог предприниматель уплачивает с этой мизерной разницы. А 25 — 28 процентов наличного навара остается у него и приятно тяжелит карманы. «Финок», для того чтобы запутать следы, в этой схеме может быть и две, и три, и четыре.
Проверив около десятка самых крупных импортеров запчастей, которые ввозят в Беларусь этого товара на миллионы долларов, сотрудники госконтроля пришли к выводу: такую схему в большей или меньшей степени используют все. Как отметила начальник управления контроля за обращением подакцизных товаров и реализацией конфискованного имущества главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Елена Масурновская, в течение последних нескольких лет в адрес более 120 лжепредпринимательских структур отгружено запчастей более чем на 20 миллионов долларов. Одно из предприятий, например, по документам отпустило 23 процента всего ввезенного товара в адрес 63 сомнительных фирм на 6 миллионов долларов. Другой импортер, торгующий шинами, 14 «пустышкам» продал товара на 3 миллиона долларов.
Если отслеживать судьбу этого товара, выходит, что он впоследствии будто растворяется в воздухе. Хотя на самом деле очень скоро всплывает на рынке и в торговых центрах. Между импортером и розницей может быть еще одно звено — оптовик, который зарабатывает таким же незаконным способом с помощью лжеструктур, а заодно и на покупателе.
Игра в прятки
Успешно пользуются импортеры запчастей еще одной «серой» схемой. Она работает, если товар ввозится в страну нелегально. Например, фирма «М» закупает запчасти в России за наличность. Скажем, партия стоит 70 тысяч долларов. Здесь ее планируют реализовать предприятию, которое готово рассчитаться безналом, но для этого запчасти надо легализовать. Для чего снова привлекаются лжефирмы. Штампуются товарно–транспортные накладные и прочие необходимые документы, которые демонстрируют, что товар якобы приобретался в Беларуси, а не ввезен из–за границы. Указывается максимально завышенная цена. Допустим — 150 тысяч долларов. Впоследствии через очередную фирму–посредника товар реализуется на предприятие за 155 тысяч долларов. Таким образом, бизнесмен, ловко играющий в прятки с налоговиками и контролерами, только с одной этой партии оставляет себе 80 тысяч долларов, а в казну поступают платежи всего с пяти тысяч.
— Оценить реальные масштабы ввозимой таким образом продукции очень сложно, — замечает Елена Геннадьевна. — В последнее время, когда Комитет госконтроля стал активно выводить на чистую воду лжепредпринимательские фирмы, поставщики запчастей, работающие по первой криминальной схеме, принялись изобретать новые пути ведения бизнеса. В частности, осваивать розничную торговлю: открывать свои (или подконтрольные себе) киоски и магазины. Чаще всего они оформлены на других лиц: родственников, друзей, сотрудников и т.д. Запчасти сбываются в подконтрольные фирмы, торгующие в розницу, с минимальной рентабельностью. И соответственно уплачивается минимальный налог. Выходит так: привез деталь за 100 рублей, в свой магазин отдал за 102, а магазин продал за 105.
Правда, у контролеров есть подозрения, что так происходит лишь на бумаге. А на деле отпускная цена на рынке и в магазинах существенно выше и основной поток товара движется все так же мимо кассы за наличную валюту.
Контрольные закупки выявляют проблему, но не решают ее. Милиция или налоговая придет раз в два месяца, а таких сделок ежедневно может проходить с десяток. Налоги платятся с той прибыли, которую фиксирует кассовый аппарат. При этом законодательство с годами стало лояльнее. Раньше на торговлю в розницу нужна была лицензия, теперь не нужна. Максимальный штраф сейчас — 50 базовых величин, а прежде все деньги, что не прошли через кассу, изымались.
Одна из минских фирм, как показала проверка Комитетом госконтроля, через свои подконтрольные ИП, киоски, магазины реализовывала около трети товара (на 60 миллиардов рублей). Кроме того, поставила 11 лжепредпринимательским структурам запчастей на 13,4 миллиарда. В итоге, выходит, отразила честно лишь половину реальной прибыли. Примерно так работают многие.
Из тени в свет
В прошлом кризисном году роста поставок запчастей из–за трудностей с валютой не произошло. Хотя ожидать, что импортировать теперь их станут больше, вполне логично, ведь за первое полугодие 2011 года ввезено было рекордное количество автотранспорта — более 250 тысяч легковых автомобилей. Теперь чуть ли не в каждой семье есть машина. У многих — не одна. И даже если авто не ломается, владельцу регулярно приходится раскошеливаться на замену фильтров, масла, щеток, тормозных колодок и т.д. А при увеличившемся спросе торговля запчастями долго будет прибыльным делом и рынок станет еще более емким. Но не уйдет ли при этом он еще глубже в тень?
— Не думаю, учитывая, какая работа уже проделана и продолжает вестись по борьбе с лжепредпринимательскими структурами, — высказывает мнение Елена Масурновская. — Усовершенствован будет механизм привлечения к уголовной ответственности лиц, создающих лжеструктуры и участвующих в их деятельности. Кроме того, при регистрации предприятия его директора предупредят об уголовной ответственности за создание лжефирмы. Мы предлагаем также создать и использовать специальный реестр, так называемый «черный список» недобросовестных плательщиков, что позволит оградить добропорядочных субъектов от совершения сделок с такими структурами. Четче станет налогообложение для юрлиц, в случае если доказано их сотрудничество с лжепредпринимательской структурой. Еще одна мера, которая, на наш взгляд, помогла бы исключить сокрытие выручки в подобных высокодоходных видах деятельности, где большой оборот наличности, — введение патента, некоего единого налога. К примеру, научным методом на основе фотографирования рабочего дня определяется средняя прибыль торговой точки в день, умножается на год и с учетом привязки к местности, региону предприниматель платит единый налог на год вперед. Государство не собирало бы, конечно, 100 процентов налогов, но 70 — 80 процентов было бы гарантировано. Сейчас же в казну не поступает и половины от должной суммы.
Пока законодательные нововведения и инициативы внедряются в жизнь, я, обзвонив с десяток магазинов, выбрала что подешевле и отправилась за покупкой к тому продавцу, который, формируя цену, руководствовался наименьшей наглостью и жадностью.
Кстати
Сколько в стране магазинов и торговых точек, где продаются запчасти, шины, аккумуляторы и прочие сопутствующие запчастям материалы, в Минторге сказать затруднились. Такая статистика не ведется. Можно лишь догадываться, что торговых мест тысячи. Только в Минске, учитывая и рынок в Малиновке, подобных торговых точек около двух тысяч. И это без учета интернет–магазинов.
Рынок автозапчастей растет небывалыми темпами: число торговцев увеличилось за последние годы в несколько раз. Оно и немудрено — в Беларусь ввезено большое...