Еще весной столбы и транспортные остановки Гомеля пестрели объявлениями о спросе российских фирм на наших специалистов. Теперь нужно хорошенько побегать по городу, чтобы отыскать хотя бы обрывки тех призывов. Тотальная «зачистка» случилась после мониторинга прокуратуры Гомельской области, которая по–новому раскрыла проблемы внешней трудовой миграции.
Все началось с жалоб. В разные инстанции потянулись ходоки: по «объявлению», «знакомству», «приглашению друга» поехал на заработки, а вернулся ни с чем. В прокуратуру Чечерского района, например, местный житель Василий С. пришел в сильном возмущении:
— Товарищ пригласил поработать за хорошие деньги на стройке психиатрической больницы в Подмосковье. Пахал я две недели, выполнил свой объем работы. Расчет обещали, когда вернусь домой. И — ничего.
Занялись «товарищем». Тот честно признался, что «по дружбе» отправил на стройки в Россию не только Василия, но и других знакомых. А что не рассчитался, то скоро приедет из Подмосковья — и все отдаст. Приедет ли — теперь, конечно, вопрос. Другое дело, что материалы о его незаконной деятельности направлены в районный суд.
Похожие случаи посыпались как черти из табакерки, едва прокуратура области заинтересовалась практикой других служб по вопросам внешней трудовой миграции. Частное предприятие Добрушского района на работу в Россию отправило семь человек, не имея на то лицензии. Люди трудились, зарплату не получили. На рыбокомплекс Сахалина более сорока гомельчан оформлялись через городское частное кадровое агентство, у которого также не было разрешения на оказание подобных услуг. Договоры, условия, зарплата от 30 тысяч российских рублей... Николай Ф. уже несколько месяцев дома, но до сих пор не может отойти от сахалинских приключений:
— Условия проживания хуже некуда. Обещанная зарплата — миф. Хотели сразу уехать. Но пришлось остаться на месяц, чтобы заработать хотя бы на обратный билет. Счастливы, что вообще выбрались из этой переделки.
Его эмоции понятны. Особенно если знать, что уже в этом году выбрались не все и не отовсюду. Больше десятка жителей области, уехавших на заработки за пределы страны, значатся пропавшими без вести...
Картина в целом сложилась такая. С одной стороны, обилие сомнительной и очень доступной информации — столбы, уличные доски объявлений, газеты, интернет. С другой — фирмы, предлагающие подобные услуги в нелегальном режиме. А на поверку — расцвет теневого посредничества. Старший прокурор отдела областной прокуратуры Алеся Рябцева объясняет, в чем опасность отклонения от нормы:
— Трудоустройство за границей, в том числе в России, — лицензируемый вид деятельности. Сейчас в области лишь три структуры имеют разрешение на оказание подобных услуг: частные предприятия «Нефтестрой сервис» и «Первая юридическая консультация», Гомельский областной комитет БРСМ. Эти организации несут ответственность за то, что предлагают. Однако мониторинг показал: посредничеством занимается несравнимо больший круг заинтересованных, на деле не дающих никаких гарантий. Вот здесь задача для правоохранительных органов, которые обязаны отслеживать ситуацию, реагировать на факты размещения подобной информации и на жалобы людей, пострадавших от такого трудоустройства. А в конечном итоге выйти на посредника–нарушителя и пресечь незаконный бизнес. К сожалению, оперативности в этом недостает.
У меня вопрос:
— А нужно ли выявлять и наказывать посредников? Решил человек устроиться в другой стране — пожалуйста, на свой страх и риск. В одном случае обманули, а в другом — может, повезет.
В прокуратуре не спешат разделять мое мнение. Во–первых, речь идет о теневом бизнесе с использованием трудовых ресурсов. Во–вторых, о защите прав самих граждан. Да, уехали, но и за пределами страны люди должны чувствовать себя в безопасности. Значит, легальность трудоустройства вновь выходит на первый план...
Прокуратура области предлагает шире смотреть на это явление. Трудовая миграция давно разрушила рамки привычных стандартов. Ближайшее тому подтверждение — Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана. Очевидно, что броуновское движение рабочих рук только в начале пути. Дальше будет больше. Законодательство трех стран это уже предусматривает. А значит, еще острее встанет вопрос о собственном рынке труда, его лучших кадрах, что тоже потребует перемен и новых подходов, считают в прокуратуре:
— Нет возможности сразу и основательно поднять зарплату, значит, работодателям нужно подумать о расширении социального пакета, создании хороших условий труда и отдыха, организации питания, возможности строительства жилья, других стимулах, которые помогают закреплять специалистов.
...Недавно из российского Иваново в Гомель пришло не совсем обычное письмо. Тамошнее предприятие просило помочь фрезеровщиками, токарями, крановщиками. В комитете по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома мне объяснили как есть: помочь на законных основаниях не могут, местные службы занятости не занимаются трудоустройством за границей. Разве что вправе проинформировать о вакансиях те самые организации, которые имеют лицензии.
Все по закону, и нет вариантов. Но если посмотреть чуть шире: переправить предложение предприятиям области. А тем, если возникнет интерес, продумать и обсудить возможность выполнения объема работ своими трудовыми ресурсами в Иваново. На подобную схему сейчас все больше ориентируют наши стройорганизации. Может, теория. А может — новая практика?