Раввин Григорий Абрамович: День Катастрофы и Героизма
05.04.2013
—
Разное
|
В традиции мы ищем не только утешение и духовность, но и ответы на сложные вопросы Апрель 1943 года. Восстание в Варшавском гетто. И вот уцелевшие евреи этого города демонстрируют способность дать отпор врагу. Сопротивление фашистам происходило не только в Варшаве — в десятках других городов и местечек, включая белорусские. К примеру, первое на территории Восточной Европы восстание в гетто произошло в июле 1942 года в Несвиже. Период апреля — мая 1943 года стал знаковым — это и восстание в Варшавском гетто, и День Холокоста и Героизма в еврейском календаре. Решение об этом дне памяти израильский парламент принял в апреле 1951 года. Инициатором учреждения Дня памяти Катастрофы и Героизма стал премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион. Выбор даты был непростым. Восстание за право жить, а не быть сожженными в лагерях смерти началось в первый день еврейского праздника Песах. Однако после ряда обсуждений решили назначить дату после окончания пасхальной недели — 27 нисана по еврейскому календарю. Да, дата для увековечивания памяти шести миллионов евреев выбрана несколько произвольно, но у большинства не возникало сомнений по поводу того, что в календаре наряду с праздниками и постами с вековой историей должен появиться день памяти и скорби, напоминающий нам о миллионных потерях войны. Однако понадобилось еще два года, чтобы найти ивритское название дню памяти, скорби и героизма. В 1953 году название было утверждено как День Катастрофы и Героизма, на иврите Йом а-Шоа ве-Гвура. Употребления слова “шоа”, правда, не в контексте катастрофы, а скорее, как признание бедствия, мы видим в 35-м и 63-м псалмах. Интересно, как звучат 9-я и 10-я строчки из 63-го псалма: “Все время с Тобой душа моя... А они, чтобы ввергнуть в бедствие (шоа), ищут душу мою”. Слово “шоа” как катастрофа появляется у пророка Исаии (47:11): “И падет бедствие на тебя и не сможешь от него откупиться и постигнет тебя Катастрофа (шоа) и не узнаешь когда”. В Торе (Библии) есть словосочетание “день катастрофы”, или “йом а-Шоа”, которое мы находим у пророка Цфании (1:15). Церемония этого дня была составлена к концу 50-х годов, в ней есть и строки из Второзакония, книги пророка Иехезкеля и даже песня еврейских партизан. Саму церемонию можно будет посмотреть, зайдя на сайт jews.by 7 апреля в 18:00. Дата и церемония пришли из ХХ века, но зачем нужно было для названия дня брать основу в книгах псалмов и пророков? Наверное, потому, что мы ищем в традиции не только утешение и духовность, но и ответы на тяжелые вопросы, как такое могло произойти, где был Всевышний, где были Его создания? Назвав день скорби катастрофой, шоа, мы говорим о величайших и необъяснимых потерях, а найдя данное выражение у пророков, мы осознаем, что произошедшее десятки лет назад имеет отголоски в традиционных текстах, написанных тысячи лет назад. А значит, память о нашей боли, скорби, о немыслимых потерях, как и о героизме, нам так же важна, как и тысячи лет назад. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В традиции мы ищем не только утешение и духовность, но и ответы на сложные вопросы
|
|