Кадровый голод в поликлиниках за последние годы уже из острого заболевания превратился в хроническое. Мы говорим о доступности услуг, об индивидуальном подходе к пациенту, о вреде самолечения, но толку, если на «передовой» дефицит специалистов, а очереди у кабинетов не уменьшаются? Особенно проблема актуальна для Минска, где некоторые поликлиники укомплектованы лишь на 60 процентов. Медицинские учреждения нуждаются в приходе около 700 врачей. Основной расчет — на выпускников вузов. Закроют ли молодые специалисты эту брешь? За ответом корреспонденты «СБ» отправились на распределение в БГМУ, где последнее время самые большие выпуски за все годы.
Как говорит первый проректор Сергей Жаворонок, самые радужные условия для выпускников именно лечебного факультета: «Раньше были не закрыты регионы, распределяли преимущественно на периферию, в чернобыльские районы, а сейчас в Минск идут все желающие, еще и выбирать могут куда. Требуют порой: не хочу в поликлинику, направьте в больницу! Нынче даже в РНПЦ, областные диспансеры направляли. Я уже распределений 30 «пережил», но такого замечательного еще не видел». А что думают сами выпускники о своем первом рабочем месте?
Конечно, те, кто шел первыми по списку, имея высокие баллы, сияли от счастья. Минчанка Людмила Кушнир получила направление во 2–ю клиническую больницу терапевтом. «Да, я довольна», — не скрывает радости Люда. Веронике Чижик досталась единственная вакансия невролога в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. Наталья Палто и вовсе пойдет в Республиканский клинический медицинский центр. Романа Москаленко ждет вакансия хирурга в Брестском онкодиспансере: «Предлагали разные места по области, начиная от районов и заканчивая Брестом. У меня максимальный балл успеваемости, поэтому мне предложили самое престижное место. Недовольные в основном среди целевиков. Минчане знали, что будут работать в поликлиниках, потому что в стационарах мест почти не было. А те, кто из области, получили работу по месту жительства».
Не отказывались от распределения и «платники». Скажем, у Алексея Вабищевича средний балл успеваемости — 8,34, но самостоятельно искать работу не решился. «Без интернатуры молодого врача никуда не возьмут. Интернатуру искать? Тоже никто особо не хочет брать кого–то учить, — рассуждает Алексей. — Поэтому я написал заявление с просьбой предоставить мне первое рабочее место. Изначально хотел хирургом в Березу, откуда сам родом. А потом решил в Пинский онкодиспансер. Туда мне и предлагали изначально, я просто не сразу оценил преимущества того, что получу сразу две специализации: врач–онколог и врач–хирург».
Хотя не обошлось без разочарований и даже слез. Одна выпускница рассчитывала на работу анестезиолога в Минской больнице скорой медицинской помощи, а ее перенаправили в областной противотуберкулезный диспансер. Другой студент собирался в Лиду хирургом, а отправили в Ивье. Третья мечтала стать неврологом, а распределили терапевтом. Кто–то напрасно надеялся на вакансию уролога, косметолога, дерматолога, психиатра... Комиссия в этом вопросе решала не в пользу выпускника: потребность в участковых терапевтах, из–за которой люди вынуждены сидеть под дверью у врача и нервничать, а врач тянет два участка, более значима, чем отсутствие одного–двух урологов. Но ребят обнадеживали: отработаете — переквалифицируетесь на ту специальность, которая больше по душе. Отказывали и тем, кто со средним баллом успеваемости 5 из 10 просил направление на работу хирургом: выше должности терапевта или врача скорой помощи им не предлагали...
Тем не менее большого напряжения среди выпускников не ощущалось. В отличие от будущих стоматологов или эпидемиологов на лечфаке минчан дальше кольцевой дороги не направили. Значит ли это, что исчезнет дефицит кадров в минских поликлиниках?
Послушаем мнение председателя комитета по здравоохранению Мингорисполкома Виктора Сиренко:
— Этим распределением мы не закрываем пока еще проблемы. Можем лишь прогнозировать, что после интернатуры у нас по амбулаторно–поликлиническому звену дефицит будет максимум около 20 процентов. Сейчас — в среднем процентов под 40. Мы уже в прошлом году получили хороший выпуск на распределении. И ждем в августе нового притока специалистов: даже при самом плохом раскладе поликлиники будут укомплектованы под 75 процентов, а в лучшем случае — даже на 85 — 90 процентов.
Но останутся ли молодые врачи после отработки? Как ни крути, а отток кадров в медицине — проблема насущная. «Приход» равен «расходу» — сплошь и рядом в поликлиниках такая ситуация.
— Да, они набираются опыта и переходят работать в диспансеры, стационары, в РНПЦ, частные структуры и соответственно в разных поликлиниках складывается разная ситуация — это непрогнозируемый процесс, — рассуждает Виктор Иванович. — Но за последние три года количество врачей у нас увеличилось на 500. Так что говорить о какой–то бреши я бы не стал.
Тогда откуда дефицит? Виктор Сиренко находит этому много объяснений. Во–первых, только Минск прирастает населением, соответственно растет нагрузка на поликлиники. Во–вторых, и медицина развивается — открываются республиканские центры, появляются новые узкие специальности, совершенствуется техника. Появились КТ и МРТ — понадобились рентгенологи, врачи УЗИ–диагностики теперь в каждой поликлинике. Все эти годы в штатном расписании увеличивалось количество врачебных должностей, но не медиков. Участковые терапевты перепрофилировались в узких специалистов: меньше зарплата, но удобные график и условия работы. Однако сейчас этот процесс, по словам Виктора Сиренко, уже затормозился. И благодаря большим выпускам БГМУ уже в следующем году поликлиники избавятся от кадрового голода.
Декан лечебного факультета Алексей Волотовский, кстати, уверен, что наступит такой момент, когда на распределении не все выпускники лечфака, будучи коренными минчанами, смогут получить рабочие места в столице: «Такой вольготности не будет, как сейчас. Я уже три года морально готовлю к этому студентов».
Кстати
Для закрепления молодых врачей в Минске строятся два общежития во Фрунзенском районе на 400 мест.
Справка «СБ»
2013 год: из 475 выпускников лечфака 269 распределили в Минск, процентов 70 участковыми терапевтами.
2012–й: из 489 выпускников 277 остались работать в Минске.
2011–й: из 413 выпускников 197 первое рабочее место получили в столице.