Вход в учительскую
31.07.2013
—
Разное
|
Абитуриенты с высокими результатами ЦТ все реже выбирают педагогические специальности Беспристрастные цифры по итогам вступительной кампании в вузы свидетельствуют: педагогические факультеты не пользуются популярностью у абитуриентов. Профессию учителя нередко идут осваивать те, кому просто не хватило баллов, чтобы попасть на другую специальность. Свежий пример: на физфаке БГУ (а в университете готовят не только педагогов) в последний день приема документов не то что не было конкуренции за студенческий билет – оставалось сорок свободных мест. Во сколько баллов сегодня оценивается диплом педагога и почему будущий преподаватель физики знает свой предмет хуже программиста, выясняла корреспондент «НГ». Балл не имеет значения? В прошлом году в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка на дневном бюджетном отделении на специальности “математика, информатика”, “физика, математика”, “физика, информатика” конкурса не было. Это значит, что все, кто успел подать документы на эти профили до 25 июля, автоматически стали студентами, независимо от количества набранных баллов. Следует заметить, что проходной порог, который в этом году подняли, в прошлом году был ниже — получается, поступить учиться на учителя могли в прямом смысле слова двоечники. Абитуриенту Брестского государственного университета имени Пушкина, чтобы бесплатно обучаться на специальности “математика, информатика”, достаточно было набрать 123 балла. Сумма всего в 105 баллов обеспечивала бюджетное место на направлении “физика, математика”, а учителями физики и информатики могли стать те, кто дотянул до 90 (путем нехитрого математического действия несложно вычислить, что, имея средний балл аттестата 4, по пятибалльной системе слабенькую тройку, ЦТ по трем предметам можно было сдать чуть меньше чем на 17 баллов из ста возможных!) То есть за студенческой партой маячит все та же фигура двоечника. Не намного лучше ситуация и в этом году. В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, где на прошлой неделе уже огласили проходные баллы, будущим учителям физики нужно было набрать всего 140 баллов, чтобы быть зачисленными на бюджетное отделение. Для математиков порог еще меньше — 136. На диплом преподавателя физики или математики в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины претендуют абитуриенты, набравшие чуть больше 130 баллов. На десять баллов меньше потребовалось будущим студентам педагогических специальностей Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова. Такие низкие требования к будущим педагогам предъявляются уже не первую вступительную кампанию. Но в вузах опасаются, что, повысив проходные оценки, они рискуют и вовсе остаться без студентов. — У нас и так был недобор по некоторым специальностям, — говорят в приемной комиссии БГПУ. — Поскольку в этом году увеличили нижний порог на ЦТ, мы можем не досчитаться почти трети первокурсников. Такой недобор не лучшим образом скажется на преподавателях: уменьшится количество часов, а значит, и уровень зарплаты. А как это скажется потом на учениках, а в дальнейшем — на абитуриентах, когда в школы придут педагоги, сами с трудом сдавшие вступительные испытания? Из учителей — в строители В Министерстве образования на проблему смотрят под другим углом. — У нас сегодня нет потребности в учителях в таком объеме, в каком их выпускают университеты, — отметил на одной из недавних пресс-конференций министр образования Сергей Маскевич. — Нам нужно хотя бы в два раза меньше набирать, но людей, которые были бы мотивированы и были бы готовы работать в школе. Если в ближайшее время мы примем необходимые решения по поводу социального статуса и заработной платы, мы увидим, какое количество конкретно нужно нам, и ситуация будет меняться. Пока что легкодоступный диплом не ценят даже сами выпускники педагогических вузов. Более трети молодых преподавателей уходят из профессии уже через два-три года, отработав положенный по распределению срок. Некоторые бывшие студенты даже не скрывают, что не собираются работать по специальности: “сеять разумное, доброе, вечное” за небольшие деньги нынешние выпускники не готовы. Алексей, закончивший несколько лет назад исторический факультет столичного пединститута, работает теперь на стройке. — Здесь я получу тысячу долларов в месяц. Выходит, за год заработаю столько, сколько в школе мне заплатят за три, — подсчитывает парень. Не зарплата, так престиж Выбор молодых людей в пользу денежных и перспективных профессий преподаватели считают вполне естественным. — Так уж сложилось, что абитуриенты с высокими результатами на ЦТ в основном не стремятся осваивать профессию учителя, — признается декан физико-математического факультета Могилевского государственного университета имени Аркадия Кулешова Леонид Старовойтов. — Сегодня есть широкие возможности для ребят, хорошо знающих математику и физику: можно пойти в программисты или инженеры. Вот и получается, что будущему айтишнику физику надо знать лучше, чем студенту педагогической специальности, которому, по сути, через пару лет придется готовить тех самых компьютерщиков. Если бы учителям платили хотя бы половину того, что зарабатывают программисты, конкурсы и проходные баллы были бы солиднее. Может, даже выше, чем на IT-специальности. Хотя престиж профессии измеряется не только деньгами, но и отношением общества к специалистам. Лет десять назад преподавателей ценили, а сейчас, когда я уговариваю абитуриентов перейти из программистов в учителя, отпираются даже родители.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Абитуриенты с высокими результатами ЦТ все реже выбирают педагогические специальности
|
|