Капитан дальнего плаванья. 21.by

Капитан дальнего плаванья

03.08.2013 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Почему в столице ЮАР мало пешеходных тротуаров и многоэтажных домов, как африканцы относятся к представителям Беларуси, и чем принципиально различаются наши народы

Для большинства белорусов Африка — очень далекий и загадочный континент, но только не для Андрея Леонидовича МолЧана, который более полутора лет живет в столице ЮАР Претории. Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Южно-Африканской Республике (в Анголе, Зимбабве, Мозамбике и Намибии — по совместительству) рассказал “НГ” о жизни в Африке и перспективах нашей страны на ее рынках.

Профессиональный вызов

— Андрей Леонидович, кем вы мечтали стать в детстве и когда всерьез задумались о карьере дипломата?

— Я загорелся желанием стать дипломатом еще в школе — в восьмом-девятом классе. Мне всегда хотелось путешествовать, открывать мир, знакомиться с новыми людьми, культурами. Поэтому в детстве я мечтал стать капитаном дальнего плаванья и даже подумывал поступать в нахимовское военно-морское училище. Однако, став постарше, остановил свой выбор именно на дипломатии. Решил поступать в МГИМО. В далеких 1980-х это было практически единственное учебное заведение в СССР, готовившее специалистов в различных отраслях международных отношений (право, экономика, дипломатия, таможенное дело).

— Как к вашему решению отнеслись родители?

— Когда сказал им, а я вырос в простой семье служащих, они были шокированы. Отец, талантливый инженер-строитель, более сорока лет работающий в СУ-128 треста № 15 и пользующийся большим авторитетом в строительных кругах столицы, хотел, чтобы я пошел по его стопам и весьма скептически отнесся к моему решению. Я мог без труда продолжить учебу в техническом вузе Минска, особенно учитывая то, что учился в математическом классе и окончил среднюю школу № 131 с медалью. Но свой выбор сделал и четко определил цель — дипломатия. Потом папа оказывал мне всяческое содействие и помощь. Хочу подчеркнуть, что это очень важно — иметь поддержку близких.

Однако МГИМО тогда, в 1989 году, меня, наивного парнишку, встретил неприветливо — там не поняли моего белорусского акцента в английском языке (смеется). Из-за него я не прошел по конкурсу и был вынужден вернуться в Минск. До армии у меня было время, и я пошел работать на Минский автомобильный завод. Первая запись в моей трудовой книжке сразу после школы была о том, что я принят токарем в ремонтно-механический цех МАЗа. Как несовершеннолетний работал до четырех часов, а потом готовился к поступлению. Занимался с репетиторами по английскому и русскому языку, математике, истории, посещал подготовительные курсы в нархозе (нынешний Белорусский государственный экономический университет). То есть с утра работал за станком, а вечером — за книгой. Быстро пролетел год. А в 1990 году в Институте народного хозяйства объявили об открытии первой в Беларуси группы по специальности “внешнеэкономическая деятельность”. Набирали всего 25 человек, конкурс достиг ста человек на место. Несмотря на жесткую конкуренцию, я поступил. Потом пришлось еще много учиться — в Академии управления при Президенте, на специальных курсах в Вене и Женеве и на ежегодных семинарах повышения квалификации.

— Вы уже второй год живете в ЮАР. Расскажите о своих первых впечатлениях об этой стране.

— По работе в 2000 году я уже бывал в ЮАР, в том числе и в Претории. Тогда меня поразили нищета, улицы, заполненные бомжами всех возрастов, уровень преступности. А через 11 лет меня удивил значительный скачок в развитии страны. Многое изменилось — на улицах навели порядок, стало чище, появились новые здания, повысилась безопасность. Но контраст, особенно после семи лет жизни и работы в Женеве, Швейцарии чувствовался. Ко всему пришлось привыкать, ведь в Африке люди, уклад жизни, климат, еда — другие . Признаюсь, для меня поездка в Африку стала настоящим профессиональным вызовом. Но это того стоило: ЮАР очень интересное, перспективное и для нас еще не открытое государство.

Удивительная Африка

— Вам пришлась по вкусу южноафриканская кухня?

— Я не вегетарианец, поэтому для меня каждый день в ЮАР — кулинарный праздник. Вкуснейшие стейки из великолепного свежего мяса, круглый год разнообразные фрукты и овощи. Однако не буду скрывать: скучаем все-таки по белорусской селедочке и колбасе. В ЮАР можно порой увидеть колбасные изделия в магазинах, но по вкусовым качествам с белорусской продукцией им даже не сравниться.

— В интернете можно прочитать, что ЮАР — это единственная страна, где готовят стейки из мяса обезьян. А вы пробовали нечто подобное?

— К своему счастью или сожалению, не пробовал (улыбается). Хотя здесь можно найти самые разные блюда — из мяса крокодилов, жирафов, зебр, страусов... А еще не так давно зулусские племена, которые считаются очень воинственными и до сих пор соблюдают свои традиции, практиковали каннибализм и рассматривали это как естественный отбор. Во время поездки в одну такую деревушку наш гид сказал, что сейчас это запрещено законодательством. Обезьян же в ЮАР действительно много, и я бы даже сказал, что для некоторых районов это проблема. Например, на побережье Атлантического океана обитают бабуины, которые доставляют из-за своей агрессивности много головной боли и туристам, и местному населению. Но блюда из мяса обезьян в ЮАР я не встречал. Возможно, оно характерно для других регионов Африки.

— Как вы проводите свое свободное время?

— Я очень много времени посвящаю работе, особенно с учетом необходимости восполнять значительный пробел в наших двусторонних отношениях, который образовался за 2008—2011 годы, когда в стране не было белорусского полномочного представителя. Но иногда во время деловых командировок пользуюсь моментом, чтобы посетить достопримечательности. К слову, туристическая инфраструктура в стране сформирована почти идеально. Подъездные дороги к объектам, разнообразный сервис, условия в гостиницах — все организовано на высочайшем уровне. Причем люди здесь очень любят и, главное, умеют отдыхать. Как только наступают выходные или начинаются каникулы, всей семьей они садятся в автомобиль и едут в горы или на море, могут понырять к акулам, понаблюдать за китами. Здесь очень много национальных парков и заповедников, это один из самых привлекательных видов отдыха в ЮАР. Также очень развита охота. На охоте, между прочим, зачастую решаются деловые вопросы. Мне тоже пришлось приобщиться к этому занятию. Многие моменты политики и бизнеса здесь также обсуждаются за игрой в гольф. Но на гольф, к сожалению, у меня времени не хватает...

— Чему стоит поучиться белорусам у жителей экзотической Южно-Африканской Республики?

— Мне не хотелось бы сравнивать, уж слишком мы разные. Тем более Африка — это яркая мозаика племен, культур, народов и традиций. Может быть, умение мирно сосуществовать в таких условиях — важная отличительная черта именно ЮАР. Белорусы могли бы взять у африканцев их оптимизм, жизнерадостность (поют и танцуют везде и при любых обстоятельствах), философское отношение к жизни, умение наслаждаться каждым днем. В то же время им где-то не хватает нашей динамичности и ответственности, которым они всегда поражаются. Главное отличие заключается и в том, что здесь народ никуда не торопится. Один мой новый знакомый сказал, что мы вечно куда-то спешим. По его мнению, у нас, суетливых европейцев, есть часы, на которые мы постоянно смотрим, а у африканцев есть Время. И это совершенно разные понятия. А в целом люди в ЮАР очень приветливые и дружелюбные.

Африканская перспектива

Главным направлением двустороннего сотрудничества Беларуси со странами Африки является расширение экспорта продукции отечественного производства. В этом перечне преобладают карьерная техника, сверхкрупногабаритные шины, сельхозтехника, удобрения, продукция легкой промышленности, лазерные и оптические приборы и др. В прошлом году Беларусь экспортировала в ЮАР продукцию по 55 товарным позициям. Планомерно ведется работа по освоению новых рынков на Африканском континенте, в которой активно задействовано посольство. За последний год благодаря работе диппредставительства налажен активный обмен деловыми делегациями Беларуси и ЮАР. Прорабатываются проекты открытия сборочных производств белорусской техники в ЮАР и других странах региона, в частности, осваивается рынок Мозамбика. В прошлом году там было создано совместное предприятие BelAfrica Ltd. (с участием ОАО “Промагролизинг”) с целью реализации проекта развития сельского хозяйства Мозамбика на основе применения белорусской техники и технологий.

— Так как за нашим посольством закреплено четыре африканские страны, мы, исходя из имеющихся в посольстве человеческих (руководитель и два дипломата) и финансовых ресурсов, стараемся налаживать контакты поступательно, концентрируясь на решении наиболее важных задач и приоритетов, охватывая по очереди отдельные страны. Для развития двусторонних отношений с любым государством, а с африканским в первую очередь, нужно обеспечить три главных условия: найти политическую поддержку на уровне руководства страны, установить контакты с серьезным партнером, с которым можно организовать бизнес, а потом привлечь представителей белорусских деловых кругов. Кроме того, крайне важна аккредитация в том или ином государстве, — рассказывает Андрей Молчан. — Показательным примером является сотрудничество Беларуси и Мозамбика, на что мы в последние полгода направили все силы. В результате активной работы в мае я вручил верительные грамоты президенту страны Арманду Эмилиу Гебузе, были проведены важные политические переговоры, наметилась динамика в торгово-экономических отношениях. Конец прошлого года ознаменовался концентрацией наших усилий в Намибии. Примечательно, что к Беларуси как к стране бывшего СССР в Африке проявляют неподдельный интерес, это во многом отличается от осторожного и часто негативного восприятия представителей Запада. Поэтому мы нацелены на конструктивное сотрудничество со странами Африканского континента. Я больше чем уверен, что у белорусско-африканского сотрудничества есть будущее, которое принесет серьезные дивиденды обеим сторонам.

Другой мир

— Как в Претории налажен ваш быт? С какими сложностями адаптации вы  и ваша семья столкнулись?

— Мы живем в особняке с небольшой лужайкой, пальмами. Кстати, местное население по традиции предпочитает жить в отдельных домах. Поэтому здесь, как правило, нет многоэтажных зданий. Уклад жизни в ЮАР построен таким образом, что каждый живет за своим забором и все передвигаются исключительно на личном автотранспорте. Общественный транспорт развит слабо, в основном им пользуются бедные слои населения и обслуживающий персонал. А в целом вся страна на колесах, из-за этого в Претории даже тротуаров мало. В мегаполисах Кейптуне, Дурбане, Йоханнесбурге этот вопрос решен, но есть другие проблемы. К примеру, центр Йоханнесбурга — очень криминальное место.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему в столице ЮАР мало пешеходных тротуаров и многоэтажных домов, как африканцы относятся к представителям Беларуси, и чем принципиально различаются наши...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика