«Внешняя политика Республики Беларусь и армяно-азербайджанский конфликт» — Диана Шибковская. 21.by

«Внешняя политика Республики Беларусь и армяно-азербайджанский конфликт» — Диана Шибковская

21.01.2014 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В конце сентября 2013 года в Минске прошла первая республиканская научно-практическая конференция молодых аналитиков «Повестка-2015″. Молодые аналитики, участники проекта «Умные сети», предложили своё видение приоритетов социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 гг. Организаторами проекта выступили Информационно-аналитический центр при Администрации Президента, Министерство образования, Республиканский институт высшей школы, БГУ, МГЛУ. Ниже мы приводим статью одного из участников конференции Дианы Шибковской «Внешняя политика Республики Беларусь и армяно-азербайджанский конфликт», которая, как мы надеемся, будет интересна нашим читателям:

Среди приоритетных направлений внешней политики Беларуси – помимо связей с Российской Федерацией и государствами-соседями, находятся также взаимоотношения с участниками Содружества независимых государств, в составе которого входят Армения и Азербайджан. Последовательно отстаивая идеи интеграции, наша страна занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Таможенном союзе/ЕЭП, СНГ и ОДКБ. Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового взаимодействия со странами Содружества на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений.

ВРЕЗКА: Дипломатические отношения между Беларусью и Азербайджанской Республикой, а также Беларусью и Республикой Армения установлены в июне 1993 года.

Хотя у нас и нет общих границ, Южный Кавказ и Закавказье этот регион – сверхважный для нашего государства в экономическом и политическом плане. События в Южном Кавказе и Закавказье имеют последствия, выходящие далеко за пределы региона, и затрагивают нашу безопасность, что актуально всегда. Ведь в случае, если на Среднем Востоке вспыхнет военный конфликт, последствия его обрушатся на Россию и Беларусь, Центральную Азию в виде потока нелегальных мигрантов и беженцев. Специфическое географическое положение делает этот регион перманентно потенциальной зоной широкого геополитического конфликта. К тому же кровавые события в Бостоне показали, что терроризм простирается очень далеко, и никто от него не застрахован, все мы взаимосвязаны.

Нагорно-карабахский конфликт

Конфликт в Нагорном Карабахе (Арцахе) – первый конфликт, возникший в переходный период после распада Советского Союза. В 1994 г. по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Киргизии, Федерального Собрания и МИДа России проведена встреча, по итогам которой представители Милли Меджлиса Азербайджана, Верховного Совета Армении и Нагорного Карабаха подписали Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь. А затем и «Соглашение о бессрочном прекращении огня».

Также 20 лет назад были одна за другой приняты четыре резолюции Совета Безопасности ООН по Нагорно-Карабахскому конфликту. Пункты этих резолюций не выполнены обеими сторонами, но «ведущая роль» в срыве выполнения принадлежит именно Азербайджану, который ныне является членом Совета Безопасности ООН.

По мнению Владимира Казимирова, бывшего главы руководителя посреднической миссии России, полномочного представителя Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху, и сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России в 1992-1996 гг, именно азербайджанская сторона была основным носителем силового подхода к решению карабахского конфликта.

«Вооруженный конфликт начат был не с оккупации, а с военных действий. Не оккупация была причиной военных действий (а Алиев хочет преподнести мировой общественности именно так), а военные действия привели к оккупации ряда районов». – сказал он.

По словам Владимира Казмирова, он «убежден, что пробуксовка переговоров завершится лишь тогда, когда будет полностью исключена возможность возобновления военных действий, а пока Азербайджан, подчеркивающий свою заинтересованность в скорейшем урегулировании конфликта «предпочтительно» мирными средствами, делает все наоборот, затягивая вопреки своим интересам нынешнее статус-кво».

Сегодняшние реалии

Есть также и сегодняшние будни, в которых превалирует серьезная агрессивная риторика Азербайджана, недвусмысленная политика милитаризма, открытое нарушение положений ДОВСЕ. Жажда реванша у АР настолько сильна, что некоторые российские и американские политологи начали говорить о неизбежности войны в Нагорном Карабахе. Так, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин прямо говорит, что Азербайджан, чей военный потенциал быстро растет, хотел бы силой вернуть НКР в свой состав, но пока сил у него недостаточно. Впрочем, вторая карабахская война практически неизбежна, считает он. По мнению эксперта, это объясняется принципиальной невозможностью для Баку сохранения статус-кво навечно, а для Армении – полной неприемлемостью слома статус-кво. «Никакая Минская группа ничего с этим поделать не может», – отметил он.

Известно, что в 2010-2011 гг. были заключены контракты на поставку вооружений из России в Азербайджан на сумму почти 3 млрд $. Баку также имел опыт покупок вооружения у Израиля (в феврале 2012 году сделка была оценена в 1,6 млрд $). Вместе с тем, нет достоверных сведений и о перечне и количестве имеющейся ВВТ у Армении. Однако, стоит иметь в виду, что РА, в отличие от прикаспийской республики, является членом ОДКБ. И это членство предполагает получение вооружений по льготным ценам, уровень которых много ниже мировых. Ситуация усложняется тем, что зачастую о поставках ВВТ Армении и Азербайджану не сообщают и страны-поставщики, которые должны передавать данные об экспорте ВВТ в Регистр обычных вооружений ООН. Так о поставках вооружения Армении почти никогда не сообщает Россия (на которую приходится, по всей видимости, не менее 95% армянского импорта ВВТ). О поставках вооружения мало что сообщают также Турция и Израиль, у которых Азербайджан приобретает крупные партии оружия. Тем не менее, если проанализировать новостные сообщения, за 2013 год, активная «милитаризация региона» становится очевидной. Линия прекращения огня, известная как линия соприкосновения, остается самой опасной демилитаризованной зоной Европы. Каждая сторона направила туда более 20 000 солдат.

По мнению британского журналиста, специалиста по Кавказу, эксперта Фонда Карнеги за международный мир Томаса Де Ваала, азербайджанское и армянское общество не готово к анализу истории и проблем. По его словам, главной целью становится уже не столько достижение мира, сколько предотвращение новой войны.

По утверждению эксперта Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президента Научного общества кавказоведов Александра Крылова, весьма вероятно, что будет продолжен курс давления на Армению “по всем направлениям” с целью добиться ее дипломатической капитуляции или создания благоприятных условий для отвоевания Карабаха. На политику Баку оказывает большую роль внешний фактор: политика основных мировых игроков, ситуация к югу от нынешних азербайджанских границ, которая чревата многими новыми вызовами и угрозами, причем не только для Азербайджана. «Если в ближайшие годы социально-экономические проблемы сохранят свою остроту или ситуация станет хуже (что может быть связано и с созданием Таможенного союза), степень уязвимости Азербайджана в плане внутриполитической дестабилизации будет нарастать. Это будет благоприятствовать деятельности тех политических сил, которые придерживаются радикальных взглядов и готовы пойти по “сирийскому” или “ливийскому” пути”, – отметил он.

Предложение западных партнеров Азербайджана разместить военный контингент с целью обеспечения безопасности нефтяных месторождений и трубопроводов, напряженные ирано-азербайджанские двусторонние отношения и вероятность военного конфликта с Ираном, намеченный на 2014 год вывод войск США из Афганистана, продолжающееся расползание зоны нестабильности из региона Ближнего Востока – могут оказать негативное влияние на Южный Кавказ. В этом случае внешний фактор осложнит решение карабахской проблемы и будет способствовать еще большей дестабилизации всего региона.

Как бы то ни было, Россия продолжает оставаться важным гарантом национальной безопасности Армении. РА – это единственная страна в данном регионе, где располагаются не только российское военные (102-я база в Гюмри), но и пограничники. При этом Договор о военной базе был пролонгирован до 2044 года. Следовательно, любая внешняя агрессия против Армении будет рассматриваться как вызов для РФ, равно как и для всех стран-участниц ОДКБ и их интересов.

Официальной позиции Беларуси в армяно-азербайджанском конфликте нет. Но судя по проводимой политике нашего государства, можно сказать, что это нейтралитет. Наша республика выступает за мирное урегулирование любых конфликтов политико-дипломатическими средствами.

Интеграционные процессы и их влияние на конфликты

Официальный Баку холодно отнесся к идеи участия Азербайджана в Евразийском Союзе. ЕАС негативно воспринимается рядом западных стран, а Азербайджан ведет многовекторную политику, и с началом функционирования проекта TAP этот вектор будет только укрепляться. Да и не стоит упускать из виду тот факт, что Турция – одна из основных региональных партнеров Азербайджана – член НАТО. И в этих реалиях интеграция АР в Евразийский союз представляется маловероятной.

Если говорить о потенциальном вхождении Азербайджана в ТС, то оно не состоялось по ряду геополитических и экономических причин. На сегодняшний день у Азербайджана свои проекты и, возможно, в 2014 году, такие события, как вывод основного военного контингента НАТО, выборы в Афганистане, сочинская олимпиада и т.д. создадут новые предпосылки для обсуждения этой темы.

В то же время 3 сентября в Москве по итогам переговоров президентов России и Армении было принято решение о разработке практических шагов по вступлению Армении в Таможенный союз. В частности, Серж Саргсян огласил твердое решение вступить в объединение и в последующем принять участие в формировании Евразийского экономического союза вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном, продолжая при этом диалог с европейскими структурами.

Для создания единой валюты на территории стран ТС вступление Армении – это большой плюс, впрочем, как и для будущего интеграционного процесса в рамках Евразийского экономического пространства. Необходимо, чтобы производство на территории Таможенного союза было диверсифицировано. Другими словами, чтобы получилась более замкнутая, самодостаточная система.

Беларусь тоже приветствует решение армянского президента. «Таможенный союз — это не просто экономический блок. Существует ясное понимание, что этот союз должен постепенно перерасти в тесный политический союз стран вокруг России. С точки зрения этого будущего союза Армения — важнейшая его точка опоры в Закавказье. И потому следует потерпеть те минусы, которые Армения принесет в Таможенный союз, ради геополитических выгод от союза с нею», – отметил белорусский политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов.

Стоит отметить, что путь вступления РА в ТС не будет легким. Отсутствие общих границ – преграда номер один. Кроме того, Армения — участник ВТО, в то время как Казахстан и Беларусь туда только стремятся. Есть и плюсы: твердое политическое решение руководства Армении, развитие и расширение объединения, новая точка опоры Закавказье, дополнительный рынок сбыта.

В настоящее время в регионе существует договор о безопасности между Турцией – Грузией – Азербайджаном, который можно рассматривать как наивысшее достижение «самостоятельного» курса на создание альянсов, но и этот договор, как и региональный блок ГУАМ, представляет собой часть системной политики США и ЕС, за пределами которой, пока, не могут быть реализованы проекты по созданию альянсов. В Азербайджане убедились, что турецко-азербайджанский альянс не может позволить кардинального решения карабахской проблемы и принудить Армению к капитуляции.

Минская группа ОБСЕ

Минская группа ОБСЕ — группа сопредседателей стран-членов ОБСЕ, возглавляющая процесс мирного разрешения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном. Целью данной группы является обеспечение постоянного форума для переговоров по мирному разрешению кризиса на базе принципов, обязательств и положений ОБСЕ. Постоянные члены Минской группы ОБСЕ включают в себя Беларусь, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, и Турцию, а также Армению и Азербайджан. Предметом обсуждения Минской группы ОБСЕ являются статус и безопасность Нагорного Карабаха, беженцы и вынужденные переселенцы. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

Россия является посредником в Минской группе вместе с Францией и США, может быть, это одна из дополнительных причин, по которым Россия не считает для себя возможным до урегулирования конфликта официально косвенным или прямым путем подтверждать статус Нагорного Карабаха.

И здесь для Беларуси открывается возможность содействовать разрешению армяно-азербайджанского конфликта на межпарламентском уровне — парламентская дипломатия. Для Беларуси это реальная перспектива развить свое влияние в этом регионе.

Восточное партнерство

Данный европейский проект, направленный на сближение с ЕС шести стран бывшего СССР, на высоком уровне ставит вопрос о том, как сделать так, чтобы люди непризнанных государств имели возможность для защиты своих прав. И тут у Армении и Азербайджана есть свои политические интересы в отношении Нагорного Карабаха. То же самое касается Грузии и Южной Осетии, Молдовы и Приднестровья, отчасти Украины. Только Беларусь не имеет политических целей и каких-либо столкновений экономических интересов. Поэтому наша страна может сыграть уникальную посредническую роль в регионе Закавказья и Южного Кавказа и для нее здесь есть рабочее поле. Наша республика может выступить координатором этих процессов со стороны политического и гражданского общества. Таким образом, наша республика заработает себе дополнительное уважение, эта гуманная миссия благоприятно скажется на имидже Беларуси.

Выводы и рекомендации

У Беларуси пока нет большого опыта миротворческих операций и посреднических политических действий. Но зато есть доверие со стороны политических лидеров двух республик – христианской Армении и мусульманского Азербайджана. Работа Беларуси по созданию «площадки взаимопонимания» между всеми участниками конфликта была бы в русле современных европейских традиций, и могла бы стать образцом дипломатической «цепкости» и мастерства, для решения других сложных случаев. Для этого необходима работа политических и профильных экспертов, рабочих групп на местах – понимание региона, анализ экономической ситуации Армении и Азербайджана и правильное соотношение полученных данных для построения более эффективного диалога.

Диана ШИБКОВСКАЯ

 
Теги: Курсы валют, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В конце сентября 2013 года в Минске прошла первая республиканская научно-практическая конференция молодых аналитиков «Повестка-2015″. Молодые аналитики, участники...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика