Белорусские санатории потеряют российских клиентов, если их ценовая политика будет по-прежнему сориентирована на увеличении стоимости услуг при сохранении сервиса на нынешнем уровне.
Для удержания интереса российских отдыхающих необходимо сдерживать наращивание цен, которые во многих белорусских здравницах уже приблизились к российским, заявила директор компании «Пегас Туристик» Полина Хадкевич на круглом столе в Минске 15 мая. В России, сказала Хадкевич, есть свои хорошие санатории, которые со временем могут переманить клиентов у белорусов.
Средняя цена за день лечения при размещении в стандартном двухместном номере, по данным Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, составляет 265 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования и около 350 тыс. рублей в свободной реализации. Безусловно, в комфортабельных престижных здравницах цены еще выше.
К тому же в белорусских санаториях существует проблема соответствия качества предоставляемых услуг и цены на них, считает директор «Пегас Туристик».
«Отдыхающие из Беларуси и из-за рубежа становятся все более требовательными, так как многие люди за рубежом, жили в гостиницах с сервисом высокого уровня и соответственно ожидают увидеть нечто подобное и в Беларуси. Однако так получается не всегда», — отметила Полина Хадкевич.
Недостаточный уровень сервиса в белорусских санаториях заместитель директора по санаторно-курортной работе РУП «Центркурорт» Елена Боровик пояснила тем, что там работает местное сельское население, которое необходимо обучать, хотя «с персоналом ведется постоянная работа».
Полина Хаткевич также убеждена, что собственники санаториев должны изыскать средства на обучение персонала, которому часто не хватает навыков по качественному ненавязчивому обслуживанию клиентов.
Елена Боровик в качестве примера привела организацию работы санаториев в литовском Друскининкае, где создан сервис высокого европейского уровня — во многом благодаря значительным финансовым вливаниям в обучение работников.
«Цена санаторных услуг должна соответствовать качеству гостиничных, медицинских услуг и уровню питания в санаториях Беларуси», — отметила Елена Боровик.
Говоря о медицинском обслуживании, она подчеркнула его высокий уровень и «серьезный подход к их оказанию». Санатории закупают новое оборудование, сотрудничают с медицинскими вузами.
Питание в санаториях также улучшается, например, во многих учреждениях Управления делами президента, куда продает путевки «Центркурорт», практикуется шведский стол, «особенностью которого является диетическое питание, а не просто обилие еды».
По словам Полины Хадкевич, летом в санаториях Управления делами президента 55% отдыхающих — россияне, а 45% — жители Беларуси. Зимой и осенью доля белорусских отдыхающих доходит до 70%.
Как сообщалось ранее, планируется, что в этом году в санаториях Беларуси отдохнут более 1,3 млн. человек, в том числе около 700 тыс. за счет средств бюджета и государственного соцстрахования. Примерно 60% путевок приобретается иностранными гражданами, в основном жителями России (до 90%).
В прошлом году в белорусских санаториях отдохнуло более 230 тысяч иностранцев. Для сравнения: в 2008 году в белорусских санаторно-курортных организациях прошло лечение и оздоровление 106 тыс. иностранцев, в 2009-м — примерно 130 тыс. человек.
Не способствует улучшению качества оказания туруслуг и отмена лицензирования туристической деятельности. Наоборот, это привело к приходу на рынок непрофессионалов, отметила Полина Хадкевич.
«Туризмом занимаются теперь люди, которые еще недавно продавали окна. Кто-то создает фирмы для жен, кто-то придумывает нечто сродни сетевого маркетинга. И профессионалы турбизнеса в шоке, потому что в туризм приходят люди неграмотные, продающие туры, о которых сами мало знают. Их задача — заработать процент, но не гарантировать качество», — сказала Хадкевич.
Напомним, отмена лицензирования туристической деятельности предусмотрена принятым 1 сентября 2010 г. указом № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указ вступил в силу 1 января 2011 г.
Снижение требований в результате отмены лицензирования привело к тому, что клиенты оказываются неудовлетворенными уровнем предоставляемых услуг.
Елена Боровик привела пример: житель России купил путевку в санаторий «Сосны» у белорусской турфирмы. Когда он приехал из Сибири в санаторий, его не могли разместить, так как все места были заняты. Когда его все-таки поселили, оказалось, «что человек не помещается в душевой кабине». «Продавец не предупредил ни о каких нюансах размещения, так как не владел необходимыми знаниями», — сказала Боровик.
Она отметила, что для туристических фирм проводятся различные семинары и консультации, которые в том числе касаются и вопросов повышения качества оказываемых услуг. Однако не у всех представителей турбизнеса есть желание получать новые знания.
Если ценовая политика будет по-прежнему сориентирована на увеличении стоимости услуг при сохранении сервиса на нынешнем уровне, наши санатории могут...