Из-за возросшей конкуренции на рынке минские отели снизили цены на номера. Это констатируют аналитики международной консалтинговой компании Colliers International.
«Начиная с 2014 года, в Минске введено в строй 17 новых отелей, предложение увеличилось в 2,2 раза. Возросла конкуренция между отелями, работающими в одном формате. Реагируя на рост конкуренции, многие отели значительно снизили цены в 2014 году, и затем почти весь 2015 год существенных изменений цен за исключением сезонных колебаний не было. Однако за прошедшие с начала 2016 года два месяца цены на отели, выраженные в евро, опять снизились», — отмечает директор департамента исследований и консалтинга Colliers International Денис Четвериков.
По его словам, снижение у разных отелей — различное. Диапазон снижения за стандартный номер в евро составляет от 5% до 25%. В среднем за год цены снизились на 20%. А по сравнению с февралем 2014 года цены в зависимости от категории отеля снизились на 27-41% и приблизились к средним ценам в близлежащих европейских городах.
В качестве одного из примеров снижения уровня цен аналитики Colliers International приводят динамику в отеле «Европа». Если в 2011 году — начале 2014 года цена стандартного номера была на уровне 245-265 евро за сутки, то в феврале 2015 года она составила менее 240 евро, а в 2016 году — 140 евро. Таким образом, цена снизилась почти вполовину.
Сейчас в Минске цены на стандартные номера для трехзвездочных отелей составляют 58 евро, четырехзвездочных — 98 евро, пятизвездочных — 146 евро. При этом, отмечают аналитики, в отличие от большинства европейских стран в Минске для отелей нет льгот по НДС.
Снижение цен в Colliers International объясняют комплексом причин. Во-первых, рынок находится в состоянии, которое спровоцировало ряд отелей демпинговать, устанавливая цены более низкие, чем их конкуренты. Во-вторых, на цены повлиял низкий сезон, характеризующийся сравнительно небольшим количеством гостей.
В-третьих, ряд отелей, особенно государственных, все-таки снизили свои издержки, что позволило им несколько подвинуться вниз по ценам. В-четвертых, на снижение цен повлияло общественное мнение, формируемое, в том числе, органами государственного управления, о том, что цены на отели должны снижаться. При этом о каких-либо директивных предписаниях, разосланных по отелям, речь не идет.
«В числе преобладающих причин можно назвать все-таки рыночные, с одной стороны, с другой стороны — организационно-отраслевые. Отели пока не могут объединиться и договориться между собой о единой ценовой политике», — отмечает Денис Четвериков.
В целом, по его словам, потребитель от текущей ситуации выигрывает, рынок отельных услуг формируется, улучшается сервис и оптимизируются бизнес-процессы. С другой стороны, текущий уровень цен может оказаться слишком низким для ряда отелей.
«Многие отельеры вообще в ужасе. Они считают, что сложившиеся цены занижены и не адекватны затратам, кредитам, себестоимости строительства и так далее, поэтому говорить о том, что в ближайший год цены будут понижаться, не приходится. На самом деле, многие хотели бы поднять цены, но не могут это сделать без договоренности с другими игроками, ведь как только кто-то один поднимет цены, то он сразу потеряет клиентов. Поэтому, скорее всего, отельеры будут переваривать сложившийся уровень, хотя я не исключаю колебания, но не больше 10%», — полагает Денис Четвериков.
В тоже время, по его мнению, если бы государство снизило для отельеров НДС по примеру соседних государств, то это позволило бы снизить цены на столичном рынке до литовского уровня.