Что беспокоит Минск в работе ЕАЭС?
28.03.2016 13:42
—
Разное
|
Александр Лукашенко, обсуждая результаты первого года функционирования ЕАЭС и во время встречи с председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграном Саркисяном, обратил внимание как на успехи, так и проблемные стороны функционирования интеграционного образования. Беларусь предложила в прошлом году на правах председателя ЕАЭС пакет антикризисных мер, направленных на преодоление кризисных тенденций, с которыми столкнулся Союз. Однако в силу различных субъективных и объективных причин этот антикризисный план так и не был реализован. Тем не менее, именно от его успешного осуществления, по мнению белорусской стороны, и зависит дальнейшее совершенствование функционирования ЕАЭС. Несмотря на то, что в 2016 году право председательства в ЕАЭС перешло от Беларуси к Армении, белорусский антикризисный план все еще сохраняет свою актуальность и поэтому может выступать в качестве "дорожной карты" и для последующих председательствующих сторон. Тенденция на снижениеОдним из оснований для беспокойства являются данные об объемах взаимной и внешней торговли государств-членов ЕАЭС, а также медленное движение в направлении устранения всех изъятий и ограничений, которых на сегодняшний день насчитывается около 450. Так, объем внешней торговли товарами с третьими странами за январь — декабрь 2015 года составил 579,5 миллиардов долларов США, в том числе экспорт — 374,1 миллиарда долларов, импорт — 205,4 миллиарда долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года объем внешней торговли сократился на 33,6%, или на 293,6 миллиарда долларов. Объем экспорта товаров снизился на 32,7%, или на 181,5 миллиардов импорт уменьшился на 35,3%, или на 112,1 миллиарда долларов. Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 168,7 миллиарда долларов. В январе — декабре 2014 года его величина составляла 238,1 миллиарда долларов. Общее сокращение объемов взаимной торговли в январе — декабре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило 15 803,6 миллиона долларов, или 25,8%. По минеральным продуктам показатель снизился на 5 224,3 миллиона долларов (на 25,7%), машинам, оборудованию и транспортным средствам — на 4 080,5 миллиона долларов (на 35,4%), металлам и изделиям из них — на 2 284,8 миллиона долларов (на 32,1%). К сожалению, тенденция на снижение взаимного товарооборота, как и внешней торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами наблюдается уже третий год подряд. ЕЭК объясняет текущую экономическую ситуацию в государствах-членах ЕАЭС влиянием неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и неустойчивостью положения на мировых сырьевых рынках, а также накопленными в экономиках государств-членов дисбалансами, что выражается в ухудшении основных макроэкономических показателей и замедлении экономической активности. Резкое снижение цен на нефть (с сентября 2014 года по январь 2016 года среднемесячная цена на нефть марки Brent снизилась на 70%) и сокращение мирового спроса на сырьевые товары оказали негативное влияние на состояние платежных балансов государств-членов, способствовали ухудшению показателей взаимной торговли и торговли с третьими странами, оказали давление на международные резервные активы и курсы национальных валют и негативно повлияли на состояние экономик государств-членов в целом. Замедление темпов экономического роста в государствах-участниках СНГ, а также более низкий рост, чем ожидалось, в ЕС и Китае способствовали снижению спроса на продукцию, производимую в ЕАЭС. План "Б"Преодоление этих тенденций и стало целью предложенного белорусской стороной в 2015 году антикризисного плана для ЕАЭС. В частности, Беларусь во время своего председательства озвучила следующие предложения:
Кроме того, в белорусском антикризисном плане делался акцент на следующих приоритетах:
Данные приоритеты были в последствие детализированы. В частности, белорусской стороной были озвучены такие приоритеты развития ЕАЭС, как создание единого энергетического рынка, принятие системы мер по импортозамещению и совместному наращиванию экспорта, ликвидация изъятий и ограничений, гармонизация макроэкономической и финансовой политики (в первую очередь — с целью предотвращения "валютных войн"), информационный обмен о ходе переговоров участников ЕАЭС с ВТО, создание эффективного механизма контроля реализации принимаемых решений. В рамках работы над формированием скоординированной промышленной политики как центрального пункта своего председательства, Беларусь выдвинула инициативу создания формального документа "Основные положения промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС", предусматривающего интеграционные механизмы, позволяющие укрепить данное измерение. В частности, в нем идет речь о создании единой системы субконтрактации, единого инжинирингового центра, сети трансфера технологий, технологических платформ, финансировании приоритетных проектов и на-правлений, а также об устранении барьеров в рамках ЕАЭС. Пока что положения данного документа в основном имеют декларативный характер. Однако при этом обозначается целый ряд перспективных направлений интеграции, имеющих большое значение для промышленного развития стран ЕАЭС. Таким образом, белорусская повестка дня в рамках ЕАЭС была целиком определена теми негативными эффектами, которые в полной мере проявились на постсоветском пространстве сразу после начала украинского кризиса и параллельного с ним экономического кризиса в России. К сожалению, влияние этих негативных эффектов на национальные экономики ЕАЭС сохраняется по сей день, что делает белорусский антикризисный план до сих пор актуальным для реализации в рамках ЕАЭС. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Колумнист Арсений Сивицкий напоминает от разработанном Беларусью антикризисном плане для ЕАЭС, который не теряет своей актуальности и сегодня.
|
|