Андрей Елисеев: Белорусские власти вынуждены идти на некоторые реформы. 21.by

Андрей Елисеев: Белорусские власти вынуждены идти на некоторые реформы

08.04.2016 22:18 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Андрей Елисеев: Белорусские власти вынуждены идти на некоторые реформы

Без них Беларусь просто не получит ни следующий транш кредита ЕФСР, ни кредит МВФ, что означает скоропостижный дефолт.

На нынешней неделе Палата представителей приняла программу деятельности правительства на 2016-2020 годы.

Что собой представляет этот документ? Является ли он реальной программой деятельности или представляет собой набор пожеланий?

Документ по просьбе Thinktanks.by проанализировал политолог Андрей Елисеев.

- Палата представителей одобрила программу деятельности правительства на 2016-2020 годы. Но, судя по заявлениям премьера, это не программа действий, а план пожеланий?

- Если учесть, что документ идёт в пакете с другими экономическими документами, включая 20 государственных программ, то речь идёт о некоторой программе действий. Однако ожидания относительно достижений следующей «пятилетки», в самом деле, завышенные. Планы увеличить экспорт и пополнить золотовалютные резервы, заметно снизить инфляцию и повысить доходы населения, создать десятки тысяч рабочих мест и сохранить «мощную социальную направленность» – и всё это без разгосударствления экономики и без объективных знаков улучшения внешней конъюнктуры в ближайшие годы, в самом деле, выглядят лишь как пожелание.

Важно понимать две вещи. Первое – белорусские власти идут на некоторые реформы (или шаги, которые называют реформами) вынужденно. Не с благой целью улучшить благосостояние население и сделать экономику страны эффективнее, а потому, что без этого риски дестабилизации ситуации и выживаемости существующего политического режима значительно увеличатся. Без них Беларусь просто не получит ни следующий транш кредита ЕФСР (недавнее соглашение даёт Фонду намного больше оснований не выдать транш в случае невыполнения запланированных показателей), ни кредит МВФ, а это будет означать скоропостижный дефолт.

Второе – приоритетов реформирования много, но коренной трансформации экономической модели так и не предусматривается. Белорусские власти по-прежнему планируют полагаться на государственную собственность при контролируемом, незначительном увеличении роли малого и среднего частного бизнеса. Ожидают, что в последующую пятилетку директорат предприятий перестанет клянчить бюджетные деньги, уменьшит издержки и ситуация начнёт сама собой улучшаться. В крайнем случае, будут разбираться с проблемными предприятиями в ручном режиме, и прибегать к банкротству.

В целом, без реальной политической конкуренции невозможно обеспечить долгосрочный устойчивый экономический рост. В настоящих условиях и при нынешней политической системе обеспечение минимального экономического роста – объективный максимум, который можно выжать.

- Программа преследует цель - к концу пятилетки обеспечить рост экономики более высоким темпом, чем среднемировой. Реалистичны ли такие планы?

- В какой-то конкретный год обойти среднемировой уровень роста экономики вполне реалистично, но условия для создания такой стабильной тенденции белорусское правительство в его нынешнем виде вряд ли обеспечит. В 2015 году среднемировой уровень роста ВВП составил около 3,1%, в Беларуси – минус 3,9%. К 2020 году рост мировой экономики может уменьшиться, поскольку во многих крупных экономиках замедлится увеличение работоспособного населения. Теоретически, в 2020 году мировой показатель может быть 2,3%, а в Беларуси – 2,4%.При этом очень сомнительно, что в нашей стране смогут обеспечить темпы роста, превосходящие среднемировые показатели ежегодно, на протяжении многих лет, начиная с 2020 года. Порождать кратковременный экономический рост существующие политическая и экономическая модели могут, а долгосрочный устойчивый рост – нет.

- Программа устанавливает три базовых условия экономической политики: обеспечение макроэкономической сбалансированности, наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня и бездолговое финансирование платежного баланса страны, постепенная выплата сформированных внешних долгов. Сказать легче, чем выполнить…

- Всё это возможно, если удастся обеспечить точки роста белорусской экономики. На последующие пять лет ими, по мнению министерства экономики, должны стать, среди прочего, Китайско-белорусский индустриальный парк (КБИП), модернизированные предприятия в сфере деревообработки, индустрия электроёмкого производства электротранспорта, завязанная на атомно-энергетический кластер, сфера услуг.

По порядку о каждом.

Привлечение иностранных предприятий и инвестиций в КБИП продвигается чрезвычайно медленно,  что признают и сами белорусские чиновники. Сомнительно, что в течение последующих пяти лет КБИП выйдет даже на минимально запланированный финансовый эффект в размере 2 млрд долларов.

Модернизация деревообработки не только не принесла доходов, а совсем наоборот – отрасль съела гигантские инвестиции и лишь погрязла в долгах. Вместо собственного производства мебели на экспорт продолжаем продавать древесную плиту. Сейчас девять предприятий деревообработки объединяют в холдинг и отдают на попечение Банку развития. Шансы, что отечественная деревообработка наконец выльется в историю успеха, да хоть бы отобьёт к 2020 году вложенные в неё ресурсы, небольшие.

Производство электротранспорта с завязкой на энергию строящейся Островецкой АЭС – перспективная отрасль, но скорей на более дальнюю перспективу. Первый энергоблок Островецкой АЭС запустят не раньше 2018-го года, второй – не ранее 2020-го. Это если не будет недостатка финансирования и нареканий со стороны органов Конвенции Эспо, которые продолжают рассматривать кейс о белорусской АЭС по обращению Литвы. Кроме этого, большой вопрос о возможности экспорта электроэнергии с АЭС в Литву и Польшу – ранее страны заявили о своём нежелании закупать энергию с Балтийской АЭС, которую Россия начала сооружать в Калининградской области, и на проекте пришлось поставить крест.

В сфере услуг, особенно IT, транспортной и строительной отраслей, перспективы экспорта в самом деле хорошие. Однако, что касается гостиничных и туристических услуг, качественный скачок без либерализации визового режима с Евросоюзом невозможен, и дела здесь пока продвигаются по-черепашьи. Беларусь до сих не заключила даже соглашение об упрощённом визовом режиме с ЕС, не говоря уже о возможности сколько-нибудь скорого введения безвизового.

- Можно ли писать такие программы в условиях экономического кризиса, когда о реформировании экономики запрещено даже думать?

- В прошлом октябре в интервью Financial Times глава Нацбанка Павел Каллаур признался, что каждое утро обращается к Богу с просьбой об улучшении ситуации в российской экономике, высоких ценах на нефть и экономическом росте в Китае как минимум на уровне 6,5% в год. Можно смеяться, а можно умиляться своеобразному радению чиновника о национальной экономике. Важно, что в этом признании Каллаура отражается упование представителей экономических властей на чудодейственные благоприятные внешние факторы, которые помогут Беларуси выбраться из экономического кризиса.

В сладких снах белорусские чиновники грезят о том, что экономический кризис и создаваемые планы реформирования под получение внешних кредитов – временные явления; что резко наладится экономика России, сам собой разовьётся Китайско-белорусский индустриальный парк и Беларусь сможет и дальше проедать ресурсы без особых стараний. Но суровая реальность такова, что современные планы реформирования экономики – уже запоздавшие меры, пора предпринимать коренную трансформацию экономической модели.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Без них Беларусь просто не получит ни следующий транш кредита ЕФСР, ни кредит МВФ, что означает скоропостижный дефолт.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика