Андрей Елисеев: Белорусские власти вынуждены идти на некоторые реформы
08.04.2016 22:18
—
Разное
|
Без них Беларусь просто не получит ни следующий транш кредита ЕФСР, ни кредит МВФ, что означает скоропостижный дефолт. На нынешней неделе Палата представителей приняла программу деятельности правительства на 2016-2020 годы. Что собой представляет этот документ? Является ли он реальной программой деятельности или представляет собой набор пожеланий? Документ по просьбе - Палата представителей одобрила программу деятельности правительства на 2016-2020 годы. Но, судя по заявлениям премьера, это не программа действий, а план пожеланий? - Если учесть, что документ идёт в пакете с другими экономическими документами, включая 20 государственных программ, то речь идёт о некоторой программе действий. Однако ожидания относительно достижений следующей «пятилетки», в самом деле, завышенные. Планы увеличить экспорт и пополнить золотовалютные резервы, заметно снизить инфляцию и повысить доходы населения, создать десятки тысяч рабочих мест и сохранить «мощную социальную направленность» – и всё это без разгосударствления экономики и без объективных знаков улучшения внешней конъюнктуры в ближайшие годы, в самом деле, выглядят лишь как пожелание. Важно понимать две вещи. Первое – белорусские власти идут на некоторые реформы (или шаги, которые называют реформами) вынужденно. Не с благой целью улучшить благосостояние население и сделать экономику страны эффективнее, а потому, что без этого риски дестабилизации ситуации и выживаемости существующего политического режима значительно увеличатся. Без них Беларусь просто не получит ни следующий транш кредита ЕФСР (недавнее соглашение даёт Фонду намного больше оснований не выдать транш в случае невыполнения запланированных показателей), ни кредит МВФ, а это будет означать скоропостижный дефолт. Второе – приоритетов реформирования много, но коренной трансформации экономической модели так и не предусматривается. Белорусские власти по-прежнему планируют полагаться на государственную собственность при контролируемом, незначительном увеличении роли малого и среднего частного бизнеса. Ожидают, что в последующую пятилетку директорат предприятий перестанет клянчить бюджетные деньги, уменьшит издержки и ситуация начнёт сама собой улучшаться. В крайнем случае, будут разбираться с проблемными предприятиями в ручном режиме, и прибегать к банкротству. В целом, без реальной политической конкуренции невозможно обеспечить долгосрочный устойчивый экономический рост. В настоящих условиях и при нынешней политической системе обеспечение минимального экономического роста – объективный максимум, который можно выжать. - Программа преследует цель - к концу пятилетки обеспечить рост экономики более высоким темпом, чем среднемировой. Реалистичны ли такие планы? - В какой-то конкретный год обойти среднемировой уровень роста экономики вполне реалистично, но условия для создания такой стабильной тенденции белорусское правительство в его нынешнем виде вряд ли обеспечит. В 2015 году среднемировой уровень роста ВВП составил около 3,1%, в Беларуси – минус 3,9%. К 2020 году рост мировой экономики может уменьшиться, поскольку во многих крупных экономиках замедлится увеличение работоспособного населения. Теоретически, в 2020 году мировой показатель может быть 2,3%, а в Беларуси – 2,4%.При этом очень сомнительно, что в нашей стране смогут обеспечить темпы роста, превосходящие среднемировые показатели ежегодно, на протяжении многих лет, начиная с 2020 года. Порождать кратковременный экономический рост существующие политическая и экономическая модели могут, а долгосрочный устойчивый рост – нет. - Программа устанавливает три базовых условия экономической политики: обеспечение макроэкономической сбалансированности, наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня и бездолговое финансирование платежного баланса страны, постепенная выплата сформированных внешних долгов. Сказать легче, чем выполнить… - Всё это возможно, если удастся обеспечить точки роста белорусской экономики. На последующие пять лет ими, по мнению министерства экономики, должны стать, среди прочего, Китайско-белорусский индустриальный парк (КБИП), модернизированные предприятия в сфере деревообработки, индустрия электроёмкого производства электротранспорта, завязанная на атомно-энергетический кластер, сфера услуг. По порядку о каждом. Привлечение иностранных предприятий и инвестиций в КБИП продвигается чрезвычайно медленно, что признают и сами белорусские чиновники. Сомнительно, что в течение последующих пяти лет КБИП выйдет даже на минимально запланированный финансовый эффект в размере 2 млрд долларов. Модернизация деревообработки не только не принесла доходов, а совсем наоборот – отрасль съела гигантские инвестиции и лишь погрязла в долгах. Вместо собственного производства мебели на экспорт продолжаем продавать древесную плиту. Сейчас девять предприятий деревообработки объединяют в холдинг и отдают на попечение Банку развития. Шансы, что отечественная деревообработка наконец выльется в историю успеха, да хоть бы отобьёт к 2020 году вложенные в неё ресурсы, небольшие. Производство электротранспорта с завязкой на энергию строящейся Островецкой АЭС – перспективная отрасль, но скорей на более дальнюю перспективу. Первый энергоблок Островецкой АЭС запустят не раньше 2018-го года, второй – не ранее 2020-го. Это если не будет недостатка финансирования и нареканий со стороны органов Конвенции Эспо, которые продолжают рассматривать кейс о белорусской АЭС по обращению Литвы. Кроме этого, большой вопрос о возможности экспорта электроэнергии с АЭС в Литву и Польшу – ранее страны заявили о своём нежелании закупать энергию с Балтийской АЭС, которую Россия начала сооружать в Калининградской области, и на проекте пришлось поставить крест. В сфере услуг, особенно IT, транспортной и строительной отраслей, перспективы экспорта в самом деле хорошие. Однако, что касается гостиничных и туристических услуг, качественный скачок без либерализации визового режима с Евросоюзом невозможен, и дела здесь пока продвигаются по-черепашьи. Беларусь до сих не заключила даже с - Можно ли писать такие программы в условиях экономического кризиса, когда о реформировании экономики запрещено даже думать? - В прошлом октябре в интервью Financial Times глава Нацбанка Павел Каллаур признался, что каждое утро обращается к Богу с просьбой об улучшении ситуации в российской экономике, высоких ценах на нефть и экономическом росте в Китае как минимум на уровне 6,5% в год. Можно смеяться, а можно умиляться своеобразному радению чиновника о национальной экономике. Важно, что в этом признании Каллаура отражается упование представителей экономических властей на чудодейственные благоприятные внешние факторы, которые помогут Беларуси выбраться из экономического кризиса. В сладких снах белорусские чиновники грезят о том, что экономический кризис и создаваемые планы реформирования под получение внешних кредитов – временные явления; что резко наладится экономика России, сам собой разовьётся Китайско-белорусский индустриальный парк и Беларусь сможет и дальше проедать ресурсы без особых стараний. Но суровая реальность такова, что современные планы реформирования экономики – уже запоздавшие меры, пора предпринимать коренную трансформацию экономической модели. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Без них Беларусь просто не получит ни следующий транш кредита ЕФСР, ни кредит МВФ, что означает скоропостижный дефолт.
|
|