Покупаем дороже, продаем дешевле. Почему солнечные электростанции не заменят АЭС
06.05.2016 11:40
—
Разное
|
Строительство компанией velcom Что будет со страной, если мы вдруг попадем в энергетическую блокаду, как сэкономить на электричестве в собственной квартире и почему опасно рыбачить возле ЛЭП, — на эти и другие вопросы нам ответил Александр Мальков, сотрудник «Белэнерго», работающий в энергосистеме более 12 лет. — Почему у нас так слабо развита альтернативная энергетика?— Не все так печально. К примеру, уже в этом месяце мы планируем ввести новый ветропарк в Грабниках (Гродненская область) — это 5 ветряков мощностью 1,5 МВт каждый. Однако, действительно, возобновляемой энергетикой больше стремится заняться частник. Я люблю приводить аналогии. Давайте представим, что наша энергосистема — это машина, созданная в 30−50-х годах прошлого века. Она уже состарилась и нуждается в ремонте. Как мы будем ее ремонтировать? Можно сделать капитальный ремонт двигателя, перебрать подвеску Так вот, «капиталка» двигателя — это замена оборудования, изношенных турбин и котлов на основных станциях, а светодиоды — это установка ветряков и солнечных батарей. В Беларуси проводится, в первую очередь, ремонт силового агрегата. И когда основной «хребет» энергосистемы будет модернизирован, можно вплотную заняться «светодиодными лампочками». Процесс идет параллельно, исходя из расставленных приоритетов — денег ведь ограниченное количество. Самый эффективный из всех возобновляемых источников энергии в Беларуси — это энергия гидроэлектростанций. К примеру, в августе 2013 года, Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт за менее чем год с начала работы достигла проектной годовой выработки электроэнергии. Вообще потенциал наших рек, который технически целесообразно освоить, — это порядка 200 МВт. А это, во-первых, возобновляемая энергетика, во-вторых, — более стабильная энергия, в отличие от ветроустановок и солнечных станций. Поэтому энергетиками четко расставлены приоритеты — сначала делается акцент на гидроэлектростанции, а параллельно мы занимаемся ветром и солнечными электростанциями. — Поможет ли Беларуси огромная солнечная электростанция velcom?— Сейчас у нас действует закон о возобновляемых источниках энергии, которым предусмотрены, если можно так выразиться, преференции для возобновляемых источников энергии. Я совершенно не против строительства солнечных парков, или станций, использующих энергию ветра, частными или государственными компаниями. Но главный вопрос — с какой целью они строятся? Моя личная точка зрения в том, что было бы честнее и справедливее, если бы компании, аналогичные velcom, сразу бы позиционировали эти проекты чисто коммерческими, а не вуалировали бы их под социальные «зеленые» проекты. Если бы они заявили, что «мы окупим строительство такой станции за 5 лет, а затем будет просто получать прибыль, продавая энергию людям по повышенным тарифам» было бы понятно всем, что это — бизнес, а не просто забота об экологии. Экология, с моей точки зрения, — это, например, работа Витебской ГЭС на 40 МВт. Она реально будет постоянно поставлять «зеленую» энергию, и ее поставки легче спрогнозировать. Солнечные станции не заменят АЭС— Также я считаю ошибочным мнение о том, что солнечные станции заменят АЭС. В ближайшей перспективе они не сравняться даже с обычной ТЭЦ. Это как заменить автомобиль сотней велосипедов — абсолютно несоразмерные и несопоставимые вещи. ТЭЦ или АЭС работают сами по себе, они могут отсоединятся от энергосистемы и продолжать работать. Солнечная же станция не может работать автономно. Наглядный пример тому — ситуация, сложившаяся в Крыму в 2015 году. Как только произошло отключение от Украины, как от основной энергосистемы, солнечные станции не спасли энергосистему полуострова, поскольку они в большинстве своем не работали: им не хватало мощности основных, «хребтовых» ТЭЦ. Солнечные станции могут работать только на вливание энергии в стабильно работающую систему, но никак иначе. Они не создают системы, даже когда их много. Абсурдная ситуация — покупаем дороже, продаем дешевле— Хочу напомнить о том, что частники уже давно просчитали выгоду от таких «зеленых» проектов: ведь согласно вышеупомянутому закону мы выработанную ими энергию вынуждены покупать дороже, а продавать дешевле! Поясню, что согласно законодательству о возобновляемых источниках энергии наша энергосистема обязана выкупать солнечную и ветровую энергию у частных компаний по повышенным коэффициентам. Если бы предприятия покупали энергию не у государства, а напрямую у таких поставщиков, как velcom, они бы платили в 2,7 раза больше. А так получается, что гомельская энергосистема должна включить закупку такой дорогой энергии в свои издержки, а потом продать ее потребителям дешевле. Это же чистый убыток! И отказаться нельзя — закон обязывает покупать. Все эти преференции возобновляемой энергии уже привели к появлению квот, которые должны сдержать настоящий вал заявок на строительство солнечных и ветряных станций. Не только польза, но и проблемы— И еще хочу добавить, что появление подобных солнечных электростанций создает немало проблем для основной энергосистемы, которая вынуждена искать, каким образом распорядиться излишками без ущерба для себя, ведь электроэнергия — такой продукт, который не положишь в ящик до лучших времен. Ну, а частники находятся в таком положении, что им абсолютно не важно, нужна в данном регионе энергия или нет — такие станции создаются там, где это выгодно инвестору, а не потребителю, ведь государство в любом случае обязано купить ее по большим тарифам. Если же строительством возобновляемых источников энергии занимается государство, то тут ситуация иная — мы же не продаем сами себе энергию по повышенной стоимости. В этом случае станции возводятся в более логичных метах, где эффективность их работы наивысшая. Речь не идет о том, что нужно отказывать частникам в строительстве солнечных и иных станций! Просто здесь должен быть цивилизованный, рыночный подход. Спросите у предприятия, по какой цене оно купит электроэнергию — по обычной или с коэффициентом 2,7? На данный момент введение квот — своевременная и правильная мера регулирования. — Если мы не можем продать энергию, зачем строить огромную и дорогую АЭС?— Скажу сразу: АЭС — это не моя тема, есть более компетентные люди, которые стояли у истоков принятия ключевых решений. Но выскажу свое личное мнение. Первая цель строительства АЭС — энергобезопасность страны. В данном случае мы не будем привязаны к газу или иным углеводородным энергоносителям, поставляемым из России или других стран. Оппоненты скажут, что ядерное топливо все равно нужно где-то закупать, и в первую очередь, речь идет о России. Однако здесь есть серьезное отличие — такое топливо перегружается примерно раз в полтора года, Конечно, в 2006—2008 годах прогнозировался рост потребления электроэнергии, тем не менее, по факту мы видит некоторый спад. Это усложнило процесс интеграции АЭС в общую энергосистему, но, как говорится, сложности порождают возможности. Я полагаю, что определенный избыток энергии даст толчок развитию экономики страны, к примеру, развитию электротранспорта в Беларуси. На сегодняшний день, идеально было бы, чтобы мощность блока АЭС была в два раза меньше проектируемой — 500 МВт. Однако, по изученным мной источникам, ни один производитель на момент выбора не предлагал реально действующих безопасных проектов меньше 1 ГВт. Поскольку никто не знает, что нас ждет в будущем, остановлюсь на народной мудрости о том, что запас беды не чинит. Около 1500 зарядок для электромобилей по всей странеВ Несвиже только что Как я уже говорил, текущая ситуация, на мой взгляд, создает определенный потенциал к развитию электротранспорта в Беларуси. Энергетики, к примеру, прорабатывают предложения о регулировании тарифов, чтобы в разное время суток электроэнергия стоила по-разному. Чтобы создавалась определенная дифференциация и выгода ночного потребления. От этого могут выиграть владельцы электромобилей, которым будет очень выгодна ночная заправка. Конечно, сами электромобили сегодня стоят немало, но тут уже государство должно принять определенные стимулирующие меры. К примеру, отменить или снизить налоги и пошлины на ввоз электромобилей, выпускать свои доступные по ценам для населения машины. Кроме того, уже с прошлого года белорусские энергетики разрабатывают целую программу развития зарядной инфраструктуры для электромобилей по всей стране, которая направлена, в том числе, на эффективную интеграцию АЭС в энергосистему. Наши специалисты рассчитали, в каких местах в городах и на трассе могут размещаться зарядные станции (расстояние между ними не должно превышать 70−80 км), чтобы эффективно вписаться в существующую энергосистему. Всего программа предусматривает строительство в Беларуси около 181 быстрых и порядка 1400 обычных зарядных станций. Этого достаточно для путешествия на электромобиле по всей стране. Нужно понимать, что наша программа — это задел на будущее. Как только в республике возникнет спрос на электротранспорт — энергетики со своей стороны будут готовы к такому развитию событий. Впрочем, по моим приблизительным расчетам, уже сейчас энергосистема страны готова к одновременной зарядке 30−40 тысяч электромобилей в ночное время при условии их равномерного распределения по стране. С вводом АЭС и соответствующей инфраструктуры эта цифра может значительно вырасти. — Выдержит ли Беларусь энергетическую блокаду?— Уже сейчас наша энергосистема надежна и стабильна, а республиканская диспетчерская служба в любой момент может взять все управление на себя. За всю историю (а ей уже 85 лет) энергосистема полностью «на ноль» не садилась. И если даже теоретически предположить, что нашу страну все соседние страны в один момент отключат от своих энергосистем, электричество никуда не пропадет. У нас дефицита электроэнергии нет. Единственный вопрос, который энергетикам нужно разрешить в такой момент, — это отрегулировать частоту сети (в настоящее время частоту регулировать помогает Россия), но этот вопрос решается очень быстро соответствующими действиями оперативного персонала (диспетчеров энергосистемы). Также хочу особо акцентировать внимание на том, что даже гипотетически такой сценарий маловероятен и потому, что энергетики нашей страны имеют нормальные партнерские отношения с энергетиками наших стран-соседок. И пара полезных советов— Самый большой и опасный миф энергосистемы — уверенность большинства людей в том, что смертельным может быть прикосновение человека к линии высокого напряжения. Но нет — высокое напряжение убивает даже на расстоянии! Например, в Минске есть подстанция «Петровщина», которая расположена возле ст.м. «Михалово». К ней подходят две 110-киловольтные линии. Так вот смертельным будет приближение к ним менее чем на полметра — дотрагиваться не нужно. А это далеко не самое высокое напряжение. А вообще я не рекомендую подходить близко даже к самой ЛЭП. По этой же причине людям запрещается рыбачить возле таких линий — здесь не нужно касаться провода удилищем. Напряжение убьет и на расстоянии: удочка из углепластика — прекрасный проводник. То же касается и рыбалки в грозу, когда удилище превращается в громоотвод. А еще меняйте лампочки в квартирах на светодиодные, это очень серьезная экономия, которую я в полной мере проверил на себе. Никаких галогенок и ламп накаливания. В трехкомнатной квартире со светодиодными лампами, в которой постоянно проживают 5 человек, с установленной электроплитой, использованием всех бытовых электроприборов, ноутбуков
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что будет со страной, если мы вдруг попадем в энергетическую блокаду и как сэкономить на электричестве в собственной квартире. |
|