Ученые "поймали" вторую волну пространства-времени. 21.by

Ученые "поймали" вторую волну пространства-времени

15.06.2016 21:06 — Разное |

Коллаборация LIGO во второй раз зафиксировала гравитационные волны — недавно открытые возмущения пространства-времени. Научная работа об этом
опубликована в журнале Physical Review Letters, краткий пересказ приводит издание EurekAlert!

Гравитационные волны получилось зафиксировать из-за столкновения черных дыр. Изображение: Rimas / youtube.com

Детекторы зафиксировали волну 26 декабря 2015 года в 6:38:53 по минскому времени. Колебание «поймали» с разницей во времени в 1,1 миллисекунды оба детектора LIGO. Их разделяет более трех тысяч километров: один находится в штате Вашингтон, второй — в Луизиане. Статистическая значимость события впервые превысила пять сигма.

По данным астрофизиков, колебание было вызвано слиянием двух черных дыр, которое произошло примерно 1,4 миллиарда лет назад. Массы черных дыр составляли 14 и 8 масс Солнца. В результате слияния была высвобождена энергия, эквивалентная примерно одной солнечной массе, именно она перешла в гравитационные волны.

Напомним, о первой детекции гравитационных волн стало известно 11 февраля 2016 года. Гравитационная волна — возмущение пространства-времени, которые влияют не на вещество, а на геометрию самого пространства-времени. Человек не может ощутить их воздействие из-за крайне малых величин. Впервые гравитационные волны были предсказаны Альбертом Эйнштейном в 1916 году. Активный поиск гравитационных волн продолжался 25 лет.

LIGO (Laser Interferometric Gravitational Observatory) — международное научное сообщество, в которое входит около 40 научно-исследовательских институтов и 600 отдельных ученых. Цель LIGO — экспериментальное обнаружение гравитационных волн космического происхождения. Для этого коллаборация использует лазерно-интерферометрическую гравитационно-волновую обсерваторию в США.

Сейчас работа детекторов приостановлена для их модернизации. Следующий этап обнаружения гравитационных волн ученые планируют начать осенью 2016 года. К концу осени к работе LIGO присоединится европейская обсерватория Virgo.