Заадреналиненные по уши. Как AUTO.TUT.BY учился объезжать мощные моторы в "Академии Porsche"
03.07.2016 15:23
—
Разное
|
Что будет, если не очень опытной домохозяйке дать вместо ножа хирургический скальпель? Скорее всего, она просто добавит свои пальцы в оливье — и именно так зачастую случается после покупки мощного спортивного автомобиля. Вспомните резонансные ДТП — чаще всего там «не справился с управлением». Чтобы справляться, специалисты рекомендуют посещать специальные гоночные школы. AUTO.TUT.BY побывал в «Академии Porsche».
Два десятка припаркованных спорткаров уже ждут нас. Практически полный набор моделей — 911, Cayman, Boxster, Macan, Cayenne, Panamera — и их модификаций, включая GTS, GT3 RS, GT4 и, конечно, Turbo S. Короткий брифинг — история компании, модельный ряд, принципы вождения и физика сцепления. Особое внимание уделяется правильной посадке и типичным ошибкам управления: «недостаточному» и «избыточному» рулению. Посадка и руление — вот два кита, на которых стоят большинство ошибок пилотов. Любите сидеть в автомобиле полулежа? Забудьте об этом: спина должна быть почти прямой, а запястья рук должны свободно лежать на верхнем секторе руля. Только тогда у вас будет контроль над машиной. Что до техники руления… Только сидя на тренажере или находясь на треке можно понять, что такое «перекрутил» или, наоборот, «недокрутил» руль. Поэтому без специальных навыков специалисты советуют целиком и полностью полагаться на электронику. И ни в коем случае ее не отключать! Это и стало основным посылом курсов: задача водителя современного спорткара — освоить работу с электронными системами, и научиться доверять им. Для помощи водителю, напомню, в Porsche используется система контроля курсовой устойчивости PSM. Ее сенсоры постоянно отслеживают направление и скорость движения, поперечное ускорение, а также быстроту поворота относительно вертикальной оси. При необходимости электроника притормаживает отдельные колеса, стабилизируя автомобиль. Еще одна функция PSM — приведение тормозной системы в состояние повышенной готовности в ситуации, когда водитель резко убирает ногу с педали газа. Это позволяет, в случае чего, сократить тормозной путь. Поэтому, где бы вы ни были: в городе, на трассе, на гоночном кольце — ни в коем случае не отключайте противозаносную систему. И это правда: заезды на мокрой трассе подтвердили, что с отключенной PSM машина превращается в неуправляемый кусок железа. А с включенной можно ехать быстро и эффективно, на грани скольжений. То же самое можно сказать и о SUV из линейки Porsche. И Cayenne, и Macan требуют только одного: не отключайте электронику! Причем это касается не только езды по асфальту, но и по бездорожью. Перед тренировками проводим небольшое офф-роуд-тестирование Cayenne на сафари с бездорожьем, крутых (до 40 градусов) волнительных подъемах, когда практически горизонтально лежишь в кресле, и наклонных уступах, создающих ощущение неминуемого переворота. Системы «автономного» спуска в наклоне и Porsche Stability Management легко справляются со всеми трудностями — даже когда несколько колес висят в воздухе. Поэтому самое главное правило «Академии Porsche» — не отключайте электронику! Хотя после получения определенного опыта, да на гоночном треке — можно вполне побаловаться без электронных «ошейников». Переходим к специальным упражнениям. 580 «лошадей» полноприводного 911 Turbo S уносятся с места пулей, вжимая «седоков» в ковши сидений — сейчас мы изучаем систему Launch Сontrol! В глазах натурально темнеет от скорости разгона (2,9 секунды до сотни «по паспорту») — это отметили все, проехав на пассажирском месте! Но и здесь вездесущая электроника: если все отключить и просто давить на газ, машина потеряет время на пробуксовку. Если включить систему старта с места, автомобиль буквально «выстреливает» вперед без пробуксовки. Для максимально эффективного ускорения на старте нужно нажать педаль тормоза левой ногой, а правой — на газ до характерного рыка, после которого можно бросать тормоз. 911-й срывается с места и с «тапкой в пол» стрелой отправляется в нужную сторону. Серийная коробка передач Porsche Doppelkupplung (PDK) с передаточными числами, подобранными с учетом особенностей эксплуатации автомобиля на гоночных трассах, нам в помощь. Поэтому и здесь убедительная победа электроники: соберетесь на драг-рейсинг, не отключайте электронных помощников. Следующее упражнение — «переставка», моделирующая аварийную ситуацию с резким объездом препятствия и возвращением на прежнюю полосу. Тренируемся сперва с включенной системой стабилизации PSM, затем отключая ее. Как и ожидалось, с PSM контроль ситуации четче, зато без — больше драйва от своих действий. Но очень важно отметить, что противозаносная система Porsche срабатывает очень мягко, нежно — поэтому ее присутствие почти не замечаешь. Но при этом она максимально защищает жизнь водителя и пассажира: занос с ней невозможен. Кстати, по управляемости больше всего понравился Boxster с центральным расположением двигателя: рулится особенно ясно и точно. Еще одна система, помогающая спортивно-агрессивному вождению, — Porsche Active Suspension Management (PASM), которая в режиме Sport «приземляет» подвеску и делает ее ощутимо жестче. Наступает черед идти на «мокрое дело». Пробуем дрифт с PSM и без на мокром «зимнем катке» и проезд через так называемый Kick Plate. На специальной площадке машина сходу попадает на скользкую дорогу, где тренажёр создает занос в случайном направлении. Отсутствие опыта зимнего вождения на заднем приводе заметно снижает уровень уверенности в своих навыках. Помощь системы курсовой устойчивости в этих упражнениях особенно чувствуется. Поэтому и в случае дрифта на скользком покрытии лучше это делать при помощи электроники: так безопаснее, так спокойнее. И эффектность не страдает: кто со стороны догадается, что электронные системы включены? Наконец начинается самая долгожданная часть обучения — сопровождаемая езда по самому настоящему гоночному треку F1! Небольшой инструктаж: как выбирать оптимальную траекторию движения, правильно в три приема проходить повороты, использовать всю ширину трека… Основной акцент — не на достижении высоких скоростей, а на совершенствовании навыков управления автомобилем на треке. Отдельная тема — throttle steering или, переводя на русский, дроссельное руление: при сбросе газа вес переносится на «нос», позволяя уменьшить радиус кривой, а разгон, наоборот, загружает корму и увеличивает дугу. Заадреналиненные до ушей, нетерпеливо газуем на стартовой площадке, кайфуя от сочного рычания выхлопа. «Вкуснее» ушам лишь рев оборотов на треке да характерный взрывной звук понижения передачи с перегазовкой при торможении! Конечно, сперва изучаем трассу, выходя для осмотра особенностей поворотов, после чего проходим ее без остановок «медленно», до 100 км/ч. Затем все быстрее, постепенно повышая скорость прохождения кругов и меняясь на старте машинами. Turbo, Сarrera, Boxster, Cayman… Разрешено «играть» с настройками, переключать режимы sport, sport+; нельзя лишь выключать PSM. Модели на треке, конечно, ведут себя по-разному. Cayman управляется легче и четче, 911-й менее устойчив и требует побольше усилий, Boxster отстает на прямой, требует точности, но вертляв и цепок на поворотах. Итого — десяток кругов, следуя парами за траекторией кажущегося уже лишним инструктора, разгоняясь на прямых отрезках до 200−220 км/ч! Не «максималка», конечно, но всё же быстро. Волнение, возбуждение, драйв, задор, кайф, встряска — и самое главное, после этих заездов я с неделю ездил тихо и спокойно. Просто не хотелось гнать, не хотелось резко ускоряться, ведь свой запас адреналина я выпустил на гоночном треке.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что будет, если не очень опытной домохозяйке дать вместо ножа хирургический скальпель? Скорее всего, она просто добавит свои пальцы в оливье - и именно так зачастую...
|
|