На последний месяц спецпроекта TheatreHD «Летний театральный фестиваль» пришлось как никогда много постановок, в которых обычный зритель может потеряться, поэтому AFISHA.TUT.BY решила разобраться, что из этого и кому смотреть. В программе есть что выбрать и театралам, и новичкам, и на все постановки еще есть билеты.
Уровень «Basic»
Если в театре вы были последний раз в детстве, а из английской драмы помните разве что «Ромео и Джульетту» из школьной программы, попробуйте начать знакомство с проектом с постановки «Венецианский купец» из Шекспировского театра «Глобус». «Глобус» — это без преувеличения самый известный британский театр, и не только потому, что его основала компания актеров, среди которых был величайший драматург планеты, но и из-за своей необычной архитектуры. Сегодня, как и во времена Шекспира, спектакли играются под открытым небом на круглой сцене, а зрители толпятся вокруг или сидят в ложах по периметру. В итоге взаимодействие актеров и зрителей получается более живым, и это чувствуется даже при просмотре на экране кинотеатра.
Сам спектакль примечателен не только тем, что поставлен по одной из самых знаменитых комедий Шекспира, но выбором актера на главную роль. Шейлока в постановке сыграл лауреат премии Лоуренса Оливье и премии «Тони» Джонатан Прайс — он же губернатор в «Пиратах Карибского моря» и Его Воробейшество в «Игре престолов». Критики в один голос хвалят и постановку, и актера, отмечая, что ему удается сочетать легкость комедии и внутренний драматизм персонажа.
Еще одна комедия из репертуара «Глобуса» подойдет тем, кто немного знаком с историей театра. В «Двенадцатой ночи», поставленной по пьесе все того же великого барда, максимально точно воссозданы костюмы, хореография и декорации, характерные для британского театра 17 века. В соответствии с требованиями той эпохи все роли, в том числе женские, в комедии исполнили мужчины. Особенно интересно понаблюдать за перевоплощением ныне лауреата премии «Оскар», а тогда еще только художественного руководителя театра «Глобус» Марка Райлэнса, примерившим на себя образ Оливии. В главной же роли в постановке занят любимчик интеллектуалов и обладатель идеального аристократического английского акцента Стивен Фрай.
Любители пластического театра оценят балеты Мэттью Борна: «Кар Мен» (который повторяют по просьбам зрителей) и «Спящая красавица».
В каждой из своих постановок Борн создает на сцене новую историю, трансформируя героев, изменяя последовательность событий, но оставаясь верным музыке. Именно у него Кармен превращается из роковой красотки-цыганки в мужчину-автомеханика, а детская сказка — в историю с вампирами. Но Борн ничего не делает просто так: каждое движение его танцоров, каждая нота в музыкальной партии служат драматургическим элементом. Поэтому смотреть его балеты будет интересно и простым зрителям, и профессиональным исполнителям.
В начале сентября стоит сходить в «Центральный» хотя бы затем, чтобы увидеть «Доктора Фауста» Кристофера Марло. За свои неполные 30 лет он реформировал структуру британской драмы, вывел на сцену сложного противоречивого героя и написал несколько пьес, которые ставятся до сих пор. За историю Фауста он взялся на 220 лет раньше Гёте и показал доктора истинным героем своей эпохи — титаном, утверждающим могущество человека.
А спустя неделю после «Доктора Фауста» театралы увидят «Ричарда III» в постановке театра «Алмейда».
Одно из главных преимуществ спектакля — великолепный актёрский состав во главе с Рэйфом Файнсом и Ванессой Редгрейв. Файнс, в репертуаре которого есть самые разнообразные роли, от Амона Гёта и Волдеморта до М в «бондиане» и «английского пациента», в театре, прежде всего, известен как шекспировский актёр. Переигравший почти всех персонажей драматурга, от Ромео до Кориолана, он впервые берётся за исполнение Ричарда III и мастерски воплощает на сцене образ талантливого злодея.