На карманные расходы: сколько денег давать детям и когда начинать это делать
07.09.2016 16:18
—
Разное
|
«Мама, вчера коржик стоил 50 копеек, а сегодня такой же — 60. Мне еле-еле на морс хватило», — рассказывает после возвращения из школы дочка-третьеклассница нашей читательницы Ольги. Нужно ли давать деньги детям в таком возрасте? Стоит ли поощрять детей деньгами за помощь или хорошую учебу? И когда вообще начинать говорить с детьми про содержимое кошелька. FINANCE.TUT.BY попытался найти ответы на самые популярные родительские вопросы. Поговорим с десятком родителей, мы выяснили, что все семьи делятся на несколько категорий. Большинство дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего чада. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают наличность только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает. Стоит отметить, что, по мнению психолога, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. «С другой стороны, если ребенку не давать деньги, но помогать участвовать в семейном бюджете — подсчетах и составлении планов, то этого, возможно удастся избежать, — советует кандидат психологических наук Татьяна Юрочкина. — Также можно ходить вместе в магазин и совершать совместные покупки. Главное, не „отрезать“ детей от денег совсем». «Детская „заначка“ иногда спасает всю семью»Девочка Лиза, которая негодовала от подорожания коржика в школьной столовой, свой кошелек с денежками носит в школу со второго класса. «На неделю у нее всегда есть сумма в 5 рублей, разбитых в том числе и на копейки. Обычно она сама сдает на воду в классе, если я забуду, — рассказывает ее мама Ольга. — Может перекусить в столовой или буфете, если я задерживаюсь или нет возможности сходить на обед домой из-за кружков». Спонтанных трат, по словам мамы, при этом не бывает: «Если вижу, что за неделю сумма не разошлась, или оставшегося хватит на обед, то могу и не пополнять «баланс». А бывало, что именно карманные деньги выручали школьницу как залог, когда в классе объявляли экскурсию с ограничением: «Едут первые 5−10−15 сдавших». Оставшуюся сумму девочка доносила на следующий день. Дома у Лизы есть копилка, куда идут все подаренные ей родственниками деньги. «Вместе решаем, что купить или сколько накопить для более крупной покупки, — говорит Ольга. — Иногда ее „заначка“ очень выручает всю семью, если накануне были большие траты или отпуск прошел, а зарплаты ждать месяц. Этой помощью она очень гордится и, конечно, не забывает напоминать, что, мол, долг платежом красен». Психолог поддерживает такую «политику» родителей. «Деньги на самом деле надо давать только с определенной целью, иначе вы просто разбалуете ребенка, — говорит Татьяна Юрочкина. — Но родителям необходимо обсуждать с ним в конце недели: что покупалось; сколько, скажем, стоит водичка или сок; что ему больше понравилась». Оказывается, что удовлетворенность покупкой очень важна. Ребенок хотел пить, поэтому купил воду, попил и стало лучше — это здорово. Если, например, он хотел кушать и купил шоколадку, а его после этого тошнит, то ребенок начинает понимать, что надо было купить что-то другое. «Эта неудовлетворенность станет переходом на новый этап, когда ребенок начнет тратить деньги более обдуманно», — утверждает специалист. На более осознанные траты также сильно влияет собственный пример родителей, которые сами относятся к деньгам с умом. «Ребенок должен понимать, что деньги могут заканчиваться»Еще одно важное правило, по мнению психолога, — ребенок должен понимать, что деньги являются очень ограниченным ресурсом. Поэтому лучше всего все-таки выдавать деньги каждую неделю и ни в коем случае не восполнять брешь в детском бюджете досрочно без особых причин. Если уж он необоснованно потратил все деньги на какие-то «хотелки», то должен оставаться без средств до следующей «зарплаты». Это приведет ребенка к понимаю, что деньги заканчиваются. При этом в каждом конкретном случае степень свободы ребенка и суммы выдачи родители должны выбирать сами. «Все зависит от доверия к ребенку, его зрелости». Это же касается накопления больших сумм — все должно проходить под надзором родителей. «Когда ребенок собирает деньги, есть и положительные, и отрицательные стороны одновременно. Если он копит только для того, чтобы у него было много денег, то может вырасти стяжатель и скряга, для которого будет важно исключительно количество денег, — объясняет Татьяна Юрочкина. — Лучше, чтобы к накоплению относились как к инструменту — например, для совершения крупных покупок. Когда ребенок собирает деньги, скажем, на дорогую игрушку, то он, во-первых, учится ждать. Во-вторых, начинает понимать, что деньги просто так не достаются. В-третьих, сама игрушка будет для ребенка более ценной после таких усилий и ожидания». За время накопления может также произойти корректировка целей — ребенок поймет, что не так уж хочет именно эту игрушку и переключится на что-то более важное. «Благодаря этому у него начинает выстраиваться потребностно-мотивационная сфера в отношении вещей — в итоге можно избежать ненужных, эмоциональных покупок», — говорит эксперт. И кстати, контроль на всех этапах необходим еще и потому, что деньги для ребенка могут стать «ключом» к каким-то запрещенным вещам. Скажем, ему не разрешают компьютерные игры — он идет в компьютерный клуб и там играет. Или же покупает алкоголь или сигареты.
Предложите ребенку частично оплачивать разговоры по мобильнику из карманных денегДети должны использовать свои деньги не только на развлечения, но и на какие-то полезные вещи. «Финансовое воспитание состоит не только из выдачи денег, но и из рассказа о том, на что идут средства семейного бюджета: на телефон, свет, электричество, еду и так далее. Ребенка нужно научить и тому, как расплачиваться в магазине, что нужно всегда проверять сдачу», — напоминает специалист. На ребенка, например, можно возложить часть финансового бремени по оплате мобильника. Тогда он будет больше контролировать свои разговоры. К слову, в Финляндии детей учат заполнять счета, рассказывают за что происходит оплата, знакомят с примерными расчетами расходов на питание, одежду. «Это все делается для того, чтобы ребенок мог сопоставить свои денежные расходы. Представим, что он хочет дорогую игрушку, которая сопоставима с бабушкиной пенсией или даже превышает ее. И тогда очень здорово, чтобы он знал, сколько на эти же деньги можно купить другого — продуктов, одежды». Много внимания финансовому воспитанию также уделяют и в других странах. Вот немцы Некоторые родители в Германии приучают детей к тому, что необходимо платить налоги. К примеру, забирают часть карманных денег (к среднем немецкие школьники получают от родителей от 5 до 20 евро в неделю). Дошкольникам еще сложно контролировать свои тратыЕще одна наша читательница Анна тоже пыталась научить своих детей финансовым премудростям. «Некоторое время (примерно полгода) мы выдавали сыновьям (8 и 5 лет) каждое воскресенье по 5 рублей. Первое время дети тратили деньги в тот же день, потом стали делить на части, потом откладывать, — рассказывает мама. — Если дети идут со мной в магазин, они могут купить все, что пожелают, но из своего кошелька. Купил желатинок и „киндер“ — жди до следующего воскресенья. Хочешь дорогую игрушку — собирай. Теперь старший копит все деньги, которые ему достаются от доброй бабушки. периодически конвертирует их в валюту. А младший как тратил все за раз, так и тратит». Анна беспокоится, что один сын будет бережливым, а второй всегда будет без денег. Но психолог успокаивает: «Дошкольникам сложно оперировать деньгами. Они еще не могут себя контролировать. Ему нужно помогать в выборе, усмирять импульсы, отсрочивать покупки, чтобы проверить его желания. И сумма для выдачи должна быть адекватна, чтобы не было жалко, если ребенок потеряет деньги», — дает совет Татьяна Юрочкина. «У ребенка должны быть обязанности, которые он выполняет бесплатно»Еще один большой вопрос — стоит ли платить за помощь родителям или за хорошие оценки. Например, наш читатель Сергей рассказывает, что этим летом, когда ходил со средней дочкой в лес, для стимула предложил ей за литр ягод платить рубль. «И она в лесу с большим удовольствием работала, — говорит отец. — Конечно, детки потом сами же эту чернику и лопали со сметаной, но за сам факт собирания шла оплата. Просто так на карман я деньги не даю. В то же время, уборка в квартире — это обязанность девочек, которая никак не поощряется». Татьяна Юрочкина считает, такой подход грамотным. «Есть специалисты, которые считают, что ребенок тоже должен зарабатывать деньги, — говорит она. — Но тут возникает опасность монетизации собственной помощи родителям. У ребенка все-таки должен быть конкретный набор обязанностей, которые он должен делать абсолютно бесплатно. А уже сверх этих обязанностей, если ребенок проявляет какую-то помощь и дополнительные усилия, можно и поощрить». Но такие схемы лучше начинать использовать не раньше младшего подросткового возраста, то есть с лет 11−12. Главное, чтобы это не касалось каких-то эмоциональных вещей, связанных с проявлением доброты и заботы. Если давать деньги за то, что ребенок был ласковый и заботливый, можно вырастить человека, который будет ориентироваться на деньги в проявлении отношений, манипулировать. «Еще у меня дифференцированная оплата за учебу, — продолжает Сергей. — Но исключетельно за четверть. Если оценки хорошие, то одна сумма, если ухудшаются, то она уменьшается и наоборот. Например, за прошлую четверть дочка получила 17 рублей». Психолог считает, что такое поощрение тоже возможно. «Главное, чтобы это не приводило к вранью и сокрытию плохих оценок».
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не рано ли давать деньги во втором классе? Стоит ли поощрять детей деньгами за помощь или хорошую учебу? FINANCE.TUT.BY попытался найти ответы на эти популярные... |
|