"Каскадер - не отморозок". Как делают трюки в Голливуде и на что равняются профи в Беларуси
08.12.2016 17:08
—
Разное
|
Белорусский каскадер и постановщик трюков, автор проекта « ![]() Какими бывают каскадеры?— Трюки в кино можно разделить на три вида, — говорит Денис. До 2010 года он неоднократно становился победителем и призером международных турниров по ушу, а потом ушел в киноиндустрию. — Технические, где задействованы машины, спецэффекты и прочее, и трюки, которые человек делает сам, а также — микст. Например, каскадер на крыше автобуса исполняет элементы акробатики. Иногда к этому еще добавляют графику. Каскадеров на постсоветском пространстве я бы разделил на два вида — старой, советской закалки и молодежь. В боевиках прошлого столетия в драках пользовались незамысловатыми ударами рукой и ногой, а теперь нужно исполнять длинные связки в полете. Вот и получается, что стариков обычно задействуют, когда речь идет о постановке бытового конфликта, в технических трюках и, конечно, фильмах о войне. Молодые люди — паркурщики, акробаты, мастера боевых искусств — находят себя в экшн-сценах. На мой взгляд, у современного каскадера не должно быть специализации. Он должен уметь все. Однако на практике выбор в пользу того или иного специалиста делается на основе того, какой трюк необходим и кто делает его лучше всего. Допустим, я не вожу автомобиль, но могу выпадать из машины, ехать на крыше, меня можно сбивать и поджигать. А моим коньком является владение телом. Это у меня благодаря ушу. ![]() Три золотых правила каскадера— Каскадер должен быть готов к трюку. Если он им не владеет, то всегда существует риск получить травму. Сделать это на съемочной площадке — значит подвести людей, занятых в производстве фильма. То есть на базе нужно постоянно тренировать все то, что есть у тебя в арсенале. В таком случае после получения сценарного плана остается только сделать поправку на детали. Каскадер может попросить о репетиции на съемочной площадке, где созданы все условия для трюка. Важно, чтобы он не чувствовал давления со стороны режиссера-постановщика. Мол, давай, поторопись, чай стынет. Спешка делает трюк опасным для здоровья и жизни. ![]() Кроме того, важно добиться взаимопонимания с командой, доверять людям, которые работают вместе с тобой над созданием фильма. Однажды я с закрытыми глазами падал с движущегося поезда. Приземлиться должен был на картонные коробки, но сам факт! Нужно было доверить свою жизнь другому человеку, тому самому, который дает команду: «Падай!». Доверие — то чувство, которое позволило обойтись без промашек. Соблюдение этих простых правил обеспечит безопасность, что для каскадера стоит на первом месте. Такой каскадер, как я, находит в профессии не экстрим, а возможность творить. Относится к делу, как к искусству. Просчитывает движения до деталей. Хотя многие считают, что ради денег каскадер готов голову разбить. Нет, он же не отморозок, в конце концов. ![]() Например, я знаю, как сломать о человека палку, не причинив ему боли. Или как разбить сахарную бутылку о голову так, чтобы человеку не потребовалась медицинская помощь. К сожалению, на съемках клипа группировки «Ленинград» «Бомба», в котором я сыграл роль мастера боевых искусств, одному из членов команды разбили так голову. Трюк исполнил не каскадер, а актер. Ориентиры для каскадера в мировом кинематографе— Для меня непревзойденным мастером и лидером в нашей профессии является Джеки Чан. Он стоял у истоков технологии постановки боевых сцен, с помощью которой можно отыгрывать безопасно. Ну, а лучшей дракой Джеки Чана в кино я считаю сцену из фильма 1984 года выпуска «Закусочная на колесах». При всем уважении к Джеки Чану я не считаю его очень хорошим актером. Но, разумеется, рад, что он С точки зрения сценария фильм Тони Джа «Онг Бак» просто отвратительный, однако драки в нем безупречны. Большинство из них характеризует контактная борьба. Видно, как локти летят в лицо, а волосы от ударов выпадают клочьями. Недавно вышедшая лента «Хардкор» достаточно гармонична. Актеры здорово сыграли, трюки удачно дополнили картинку — и сложилось приятное впечатление. Хорошо отзовусь и о киновселенной Marvel. Да, это фильмы для подростков с сюжетными хитросплетениями. Меж тем действия в них часто развиваются параллельно, а герои находятся в сложных отношениях, остро шутят, чем не могут похвастать большинство фильмов для этой аудитории конца прошлого века. Они примитивны — последовательны, с простыми диалогами. Ну и, разумеется, очень хорошо Marvel снимает сцены с трюками. Это не всегда графика или кадры, снятые оператором на кране, чей ход ограничен. Порой их делает трюковой оператор. Кстати, большой плюс моего друга, коллеги и оператора Павла Старуна в том, что он может повторять за каскадером движения с камерой на весу, как в Голливуде. Так что если понадобится прыгать с крыши на крышу, прыгать с большой высоты, что практикует Marvel и тот же Джейсон Стэтхэм, то Паша в этом деле номер один в Беларуси. Еще хотел бы отметить работу создателей серии фильмов «Мстители» над хореографией героев. Все их движения выверены. А важно и то, как они ходят во время сражения, и то, как ставят себя во время дискуссии. Это детали, которые создают магию, легенду о силе характера и могуществе героя. Актеру Роберту Дауни-младшему удается быть убедительным в ролях Железного человека и Шерлока Холмса благодаря тому, что он владеет техникой вин-чун (это разновидность кунг-фу). Кому-то может показаться, что Дауни-младший в образе британского сыщика дрался неряшливо, но обратите внимание на его работу корпусом, локотками. Все движения выверены. Ты смотришь на него — и кажется, что человек сильный. Ну, а сравнивать с этим уровнем драки из сериала «Возвращение Мухтара» или других российских фильмов про доблестную милицию просто неуместно. Впрочем, на мой взгляд, даже на постсоветском рынке кино такой подход себя изживает. Публика требует зрелищ, и хочешь не хочешь, а придется подстраиваться. ![]() Первая сложность на этом пути — при постановке экшн-сцен решающее слово должно быть не за режиссером, а за постановщиком трюков. Так обстоят дела в Голливуде, где моду задают Донни Йен, Джеки Чан, Сирил Раффаэлли, Тони Джа, Владимир Орлов. У нас в лучшем случае стороны находятся в согласии. Думаю, так снимался «Сталинград», фильм Федора Бондарчука. В нем присутствует хореография. Неспроста же бегущий сломя голову солдат на кадрах, сделанных методом ускоренной съемки, так органичен и красив. Получилось, в общем-то, то же, что мы видели в фильме «300 спартанцев 2: Расцвет империи». Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
![]() Не так давно на отечественной киностудии я заикнулся о том, что должен взять шефство над операторами при постановке боевой сцены. Увы, на этом разговор завершился. Собеседникам нужно время, чтобы переварить информацию и продолжить общение. Сейчас они не готовы снимать в стиле экшн. А жаль, потому что лично я полон решимости делать это. Подтверждением этому может служить моя низкобюджетная А пока заключение такое. Если белорусский кинематограф, который в России видит рынок сбыта, перестанет соответствовать требованиям страны-соседки, то он просто загнется. То же самое можно сказать практически о любой отрасли в Беларуси. О проекте «Чак одобряет»— Для меня интерес в этом проекте состоит не в том, чтобы сделать дубликат сцены с дракой из известного фильма. Мне нравится чувствовать нерв на съемочной площадке, а он есть в моменты, когда участники нашего проекта — непрофессиональные актеры и каскадеры — совершают усилие над собой, чтобы сыграть выше своих возможностей. Для меня это шоу! Как же себя поведет человек? Справится он с задачей или нет? Когда снимали ремейк на сцену из фильма «Рокки 5», с любопытством следил за нашим Рокки — им стал инженер в строительстве Алексей Соколовский. У Леши была проблема с чувством дистанции. Он далеко уходил от оппонента, что не есть хорошо. Приходилось его останавливать и вручную добиваться необходимой плотности ударов. Айтишник Михаил Клебанов старался по-актерски сыграть свои роли в проекте — это Томми из «Рокки 5» и грабитель в фильме «Помеченные смертью». Хоккейный судья Мирослав Ярец на протяжении всего съемочного дня не выходил из образа Стивена Сигала, что было забавно. Видно, так боялся потерять то состояние, которое нащупал. Ну, а герой Сергея Врублевского получился с национальным колоритом. Поняли мы это, когда он благозвучно, так по-белорусски произнес имя Чака Норриса. Бывает, показываю наши ролики матери, а она у меня яростный критик. Зная особенности профессии, не верит тому, что видит, а берется оценивать. «О, молодец, парень! Чему-то научился у вас? А как он упал? Он же не каскадер», — обычно говорит мама. А смотреть, как кто-то из профессионалов делает «вертуху» в шпагате, мне, честно говоря, неинтересно. Я сам так умею и видел, как это делает Жан-Клод Ван Дамм.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусский каскадер и постановщик трюков, автор проекта "Чак одобряет" на SPORT.TUT.BY Денис Блохин рассказал о секретах своей профессии, требующей бесстрашия и... |
|