Антропология (не)здорового питания. Почему нельзя раз и навсегда сказать, какая диета самая лучшая
02.09.2017 10:16
—
Разное
|
Проблеме здорового питания сегодня посвящена огромная литература, как научная, так и популярная, и в той или иной степени она волнует практически всякого современного человека. Все мы хотим питаться правильно, чтобы еда шла на пользу здоровью и долголетию (и была вкусной, конечно). Однако какую диету выбрать? Почему их вообще так много и в каких случаях следует предпочесть одну другой? И почему медики не спешат поставить точку в этом «состязании» диет, признав одни из них более, а другие — менее полезными? Быть может, мы меньше задавались бы такими вопросами, если бы помнили, что выбор еды — вопрос далеко не только медицинский. Огромную роль играют также культурно-социальные традиции, из-за которых разные люди и народы считают здоровой очень разную еду. Об этих различиях и Антропологов всегда интересовала тема питания, как с эволюционной, так и с культурно-социальной точек зрения. Бесчисленные научные статьи, книги и даже целое Не хлебом единымВажной особенностью антропологического подхода к полезной еде и здоровому питанию является ориентация на понимание внутренней точки зрения изучаемого народа и используемых им терминов. То, что мы с вами называем «здоровым» и «полезным», может считаться вредным в других обществах и наоборот. Надо помнить, что еда может считаться полезной не только с биологической точки зрения, но и символической, особенно с точки зрения духовной связи человека с предками, богами и животными. Например, для христиан употребление освященного хлеба и вина как тела и крови Христа является важным ритуалом, который выходит за рамки питательной ценности хлеба и вина как бытовых продуктов. Для инуитов из арктической Канады употребление Благодаря символической ценности пищи люди из разных областей мира и в разные исторические эпохи считали полезными совершенно разные продукты и субстанции, включая, например, собачье мясо, ![]() Но обратимся к повседневному питанию. В кросс-культурных и археологических исследованиях часто проводятся сравнения стандартного рациона представителей различных культур с образом жизни современных европейцев и американцев для того, чтобы понять, чем определяется долголетие и здоровье. Однако иногда осторожные гипотезы ученых интерпретируются широкой публикой как доказанные истины и превращаются в модные тренды. Например, в 1985 году Бойд Итон и Мелвин Коннер выдвинули « Важно отметить, что ученые не предлагали кардинально менять режим питания и возвращаться к образу жизни охотников-собирателей, но тем не менее их гипотеза моментально распространилась по печатным и виртуальным каналам под модным названием «палеолитическая диета», став для многих заповедью здорового питания. Даже сегодня, спустя 30 лет, эта диета продолжает свое существование и имеет многочисленных сторонников, несмотря на продолжающиеся ![]() Область знания под названием «антропология еды» предлагает несколько ответов на эти вопросы. Как уже упоминалось, еда для человека важна не просто как ресурс для механического насыщения организма, а как культурный Ешь современноКока-кола или чай, стейк или салат, картошка с мясом или бранзино со спаржей, дешевый рис или органический рис без ГМО — наш выбор продуктов и диеты свидетельствует о том, кем мы себя считаем: выходцами из народа или утонченными аристократами, сторонниками здорового образа жизни или принципа «живи здесь и сейчас», приверженцами традиционных ценностей или прогресса. Например, антропологические исследования посетителей Макдоналдса в Пекине в конце 1980-х годов показало, что многие китайцы с энтузиазмом поедали гамбургеры и бикмаки, потому что хотели казаться продвинутыми и современными. Одна из опрошенных молодых мам даже заметила, что, хотя ей самой не нравится странный вкус еды в Макдональдсе, но она старается привыкнуть, чтобы можно было водить туда свою дочку, которую она хочет воспитать «западной» и «современной». Нечто аналогичное могут вспомнить и те москвичи, которые застали открытие первого ресторана «Макдоналдс» на Пушкинской площади в январе 1990 года. ![]() Эти и другие идеи — о современности, капитализме, ответственности за окружающую среду, защите животных и так далее — часто становятся главными критериями людей при выборе еды и режима питания. Причем эти идеи очень эластичны, что позволяет разным людям выражать одни и те же идеи разными методами. Взять, например, идею современности: если одни демонстрируют свою современность через потребление западных продуктов, то другие с той же целью увлекаются палеодиетой или отдают предпочтение местным фермерским продуктам. Второе часто идет рука об руку с неприятием модернистских ценностей, критикой жизни на «всем готовом», отказом от полуфабрикатов и других «полу"-вещей. Но это не значит, что эти люди испытывают ностальгию по прошлому и противятся прогрессу. Просто они ищут альтернативные пути развития — они тоже современны, но на свой лад.
Как отмечают антропологи, такие исторические эпохи, как Возрождение, Новое время или современность, о которых нам рассказывали в школе, являются условными теоретическими категориями и выходят за пределы объективности в том смысле, что, например, «современность» воспринимается всеми по-разному. Поэтому правильнее говорить о множественных или « В конце 1980-х годов в Италии в ответ на распространение культуры фастфуда зародилось движение, получившее название « ![]() Вместо долгих семейных ужинов, когда люди за общей трапезой не спеша делились новостями, наступило время полуфабрикатов, перекусов на бегу и кофе-с-собой. Таким образом, смысл движения слоуфуда — в возвращении не столько к здоровой еде, сколько к традиционному укладу жизни. Опять-таки, это не значит, что все последователи «медленного питания» являются луддитами и противятся глобализации, просто они считают, что необходимо искать альтернативу той версии прогресса, которая построена на отчуждении человека от общества и на все бóльшей зависимости его жизни от всевозможных технологий. Питание и равенствоИдеи слоуфуда и так называемого традиционного питания многим людям могут показаться разумными и важными, однако надо понимать, что в них заложены определенные социальные ценности и установки, которые не всем придутся по душе. Практически в любой стране приготовление еды ложится на плечи женщин, и надо признать, что полуфабрикаты, консервы, микроволновая печь и другие достижения пищевой индустрии сильно облегчили им жизнь. Сторонники возврата к традиционной кухне, выпечке домашнего хлеба, приготовлению солений и разнообразных «медленных» блюд невольно способствуют закреплению гендерных ролей. Впрочем, есть и такие сторонники слоуфуда, которые сознательно готовы поровну распределять «женскую» нагрузку между супругами или партнерами.
Есть еще один немаловажный фактор, о котором постоянно умалчивают, когда речь заходит о здоровом питании. Этот фактор — экономическая иерархия и растущая пропасть между богатыми и бедными. Как Рассуждая об общественном неравенстве, Бурдье пришел к выводу, что люди поддерживают свое положение в обществе, а иногда даже поднимаются по социальной лестнице не только благодаря использованию экономических механизмов, но и за счет культурного и символического «богатства», то есть умения поддерживать разговор о высоком искусстве, разбираться в изысканной еде или модной одежде. Так, в рамках теории Бурдье, если в современном обществе люди не очень обеспечены, но говорят о вреде лактозы и необходимости заменять коровье молоко миндальным, о пользе спирулины, нута и крупы киноа, об опасности глютена и углеводов, о замене сахара на стевию, то тем самым они подчеркивают свою принадлежность к образованным и «высоким» слоям общества. ![]() Именно поэтому модные диеты часто приводят к появлению контрдвижений, критикующих пищевой элитаризм. Взять, например, кухню панков. Идеология панка как социального явления связана с критикой экономических привилегий и вызовом иерархическому укладу общества. Согласно американскому Отчасти схожий подход к еде демонстрируют фриганы (от английского слова free — бесплатный, свободный). Идея фриганизма основана на отказе от участия в глобальной пищевой индустрии и на возвращении к докапиталистическому укладу жизни, когда каждая семья сама обеспечивала себя продуктами. Результаты ![]() Не ешь холодноеКроме немедицинского подхода к питанию на Западе, существует еще целая вселенная незападных медицинских систем, в которых представления о «здоровой» еде учитывают не калории, питательные вещества и витамины, а соответствие целому ряду правил питания. Эти правила могут зависеть от конституции тела человека, его пола, возраста, физического состояния, а также времени суток и даже времени года. Так, согласно ![]() Во многих областях Индии рис является основополагающей частью рациона любой семьи, и тем не менее в некоторых ситуациях рис считается скорее вредным, чем полезным продуктом. В одной гималайской деревне, где автор этой статьи жила в ноябре 2015 года, местные жители ели только пшеничные лепешки на завтрак, обед и ужин, объясняя это тем, что уже наступил холодный сезон, а значит, надо воздерживаться от риса, так как он охлаждает тело. Итак, мы видим, что на выбор режима питания, помимо медицинских факторов, влияют множество других: религиозные традиции, культурные ценности, стремление выглядеть современным, желание утвердить свой статус в обществе и многое другое. Все люди хотят питаться правильно, но, подчеркивают антропологи, представления о «здоровой» еде чрезвычайно разнообразны и зависят как от общества, к которому принадлежит человек, так и от исторического периода, который это общество переживает. Именно поэтому невозможно раз и навсегда указать, какая диета будет наилучшей для всех. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Выбор еды - вопрос не только медицинский. Огромную роль играют традиции, из-за которых разные народы считают здоровой очень разную еду.
|
|