На улице еще холодно и снежно, а в доме жителей агрогородка Зарубы Александра и Анны ТРОЯКОВЫХ порядок и теплота, все очень аккуратно, по-хозяйски. Уютно не только в комнате, в словах и глазах Александра и Анны — тепло. Даже когда о войне, которая опалила детство, вспомнили, то тепло не исчезло. Давно пережитое зарубцевалось, только в воспоминаниях осталось. И воспринимается теперь, как некое кино, где ты пусть не главный герой, но сыграл свою небольшую роль.
Жители агрогородка Зарубы Александр Дмитриевич и Анна Трофимовна Трояковы живут здесь не так давно: чуть более двух лет. Переехали из д.Вежки, к сыну Михаилу, чтобы, по словам хозяина, «друг за другом присматривать».
—Сначала скучали по родным местам, там и пасека своя была, и хозяйство, но прижились здесь, привыкли, — начал свой рассказ Александр Дмитриевич.
Обычно пожелания выражают в конце разговора. В этот раз произошло иначе. С первых слов Трояковы рассказали не о себе, а пожелали другим:
—Мы люди уже старые — долгий век прожили. Поэтому на собственном примере хотим всем молодым пожелать: цените друг друга, живите дружно, учитесь прощать, тогда и любовь будет на долгие годы. Раньше люди, прежде всего, о других думали. Сегодня, кажется, и есть все, чтобы одеться и наесться, но что-то за этим достатком бесповоротно потерялось.
Александр Дмитриевич родился в д.Вежки. Но мирно и спокойно жить помешала страшная война. «У войны свои правила, — с грустью в глазах говорит он. — Нас гоняли из одного места в другое. Мы и в Полоцке были, в Минске, в Молодечно. Перевозили на кибитках. В Минске моя младшая сестра серьезно заболела: стояли сильные морозы, а тогда нас больше суток держали на улице. Так она и умерла там, даже похоронить немцы ее не разрешили».
По возвращению домой в Вежки на месте домов они увидели голое поле. «Одна погребня кругом, ни одного дома, — вспоминает Александр Дмитриевич. — Жили в бункерах. А когда я пошел в первый класс, проучился только первые три четверти, потому что на ноги не было что одеть».
В 1956 году Александр Трояков закончил 10 классов.
—Вызвали меня в военкомат, сказали поступать в военное училище, но я не пошел, — рассказывает он. — А уже в августе призвали в армию в Германию. Попал я во вторую роту. Тогда в первой роте служили со средним образованием, во второй — механики. Через какое-то время командир второй роты заметил, что у меня красивый почерк.А он и впрямь был красивый, писал чисто, без единой ошибки. Тогда отправили меня проверить на знание предметов, и, может, перевести в первую роту. Вот сейчас ты скажешь мне формулу площади окружности? — спрашивает у меня Александр Дмитриевич. — А я все помню: 2ПR2. Но моих знаний оказалось недостаточно, чтобы перейти в первую роту. А дома осталась одна мать. В октябре мне дали отпуск, и в это же время в Вежках матери выделили небольшую часть леса для строительства дома. Я просил тогда у командира продлить мне срок отпуска, чтобы начать строить дом, но он не разрешил. Не было у него права пропускать через границу в другое время.
Так, с 1956 по ноябрь 1959 года Александр Трояков служил в армии. После демобилизации начали строить дом и работать в деревне. «Сначала ходил с плугом и конем, а когда организовали совхоз, попал на курсы шоферов, после которых до пенсии работал водителем молоковоза в нынешнем КУСХП «Зарубы».
К нашему разговору присоединяется Анна Трофимовна. Женщина, несмотря на возраст, хороша собой: «Ждали вас на следующей неделе, — улыбается она. — Пойду хоть платок на голову нарядный одену, а то неудобно совсем».
Свою вторую половинку — Анну, которая родом из Бабинич, Александр встретил в д.Вежки.
— С женой мы познакомились здесь, — вспоминает хозяин. — Они строили мост, ведь раньше этой дороги, по которой вы ехали к нам из Дубровно, не было. Сплошной лес. Только через Вежки, по кругу и дальше на д.Баево.
Через некоторое время Анна Трофимовна ушла со стройки и начала работать дояркой на ферме. «25 лет отработала, — продолжает хозяйка. — Тяжело было, по три раза в день ходили из Вежек в Зарубы, в четыре часа ночи просыпались и только после 24.00 ложились спать. Это сейчас одна ферма осталась, а раньше и в Юково, в Зарубах, в Казариново, в Парфенково, в Искозах. 12 тонн молока в день надаивали».
Сейчас здоровье, конечно, подводит, но рядом дети и внуки, которые во всем помогают. Да и сам Александр Дмитриевич, когда чувствует силы, еще помогает сыну по хозяйству. Интересуется новостями области и района — в течение многих лет выписывает «Советскую Белоруссию» и «Дняпроўскую праўду».
— Вырастили двух дочерей и сына, а еще 6 внуков и 2 правнука, — с удовольствием занимается семейной «арифметикой» Анна Трофимовна. — Хорошие они у нас, трудолюбивые.
Пусть пережитое будет для их семьи и для всех только воспоминанием, а длинная река жизни Трояковых течет еще долго-долго, от которой получают живицу их родные и близкие, дорогие сердцу люди.
Юлия Старавойтова.