Как МАЗ становится украинским
09.04.2018 06:16
—
Разное
|
В 2017 году в торговле между Беларусью и Украиной произошли изменения, которые, при дальнейшем развитии, могут существенно повлиять на характер сотрудничества двух стран. Нефтепродукты, как и раньше обеспечивают большую часть товарооборота, но одновременно с тем есть первые результаты, позволяющие говорить о постепенной трансформации в сторону промышленной кооперации и совместных проектов, что напрямую может повлиять на политические контакты Минска и Киева. Эксперт Украинского Института будущего, белорусский политолог Игорь Тышкевич проанализировал для МАЗ, КАМАЗ, КРАЗ и другие Продукция белорусского автопрома, несмотря на долгую историю присутствия в Украине, никогда не занимала доминирующих позиций. Этому есть несколько причин: - соседняя страна имеет собственные мощности по выпуску грузовых автомобилей и пассажирского транспорта; - белорусская продукция по своим характеристикам не могла на равных конкурировать с предложениями международных компаний - имела преимущество по ценам, но проигрывала по характеристикам; - в низком ценовом сегменте ощущалась сильная конкуренция с российскими и (с 2010 года) китайскими и индийскими автомобилями; - крупные государственные заказы достаточно часто имели специальные условия - преимущество в тендерах отдавалось продукции украинского автопрома. Соответственно, украинский рынок для МАЗа был вечно "перспективным" - но более-менее существенного рывка сделать не получалось. В 2012-14 годах происходят сразу несколько процессов, которые частично могут объяснить успешный выход МАЗа на украинский рынок: В это время, благодаря неудачному управлению, Львовский автозавод, который выпускал автобусы и троллейбусы ЛАЗ фактически остановил производство. Проблемы на предприятии начались немного раньше - после продажи завода российским инвесторам Олегу и Игорю Чуркиным. Завод уходит из нескольких рынков, не выполняет условия поставок техники на Евро-2012, ведется сокращение персонала. В 2013 году оборудование со Львова было вывезено в Днепродзержинск на местный автобусный завод. Но даже и там производство автобусов ЛАЗ было прекращено. Сегодня ЛАЗ фактически не существует, предприятия в Днепродзержинске, по состоянию на 2017 год, сконцентрировалась на производстве глушителей к вазу и услуг автосервиса. Часть украинских аналитиков и бизнесменов публично заявляли о наличии признаков целенаправленного доведения до банкротства и уничтожения ЛАЗ российскими собственниками. Завод КрАЗ, который своего времени был одним из наиболее мощных предприятий, уже в к 2010 году снизил объемы выпуска до 1000-1100 автомобилей в год, выполняя отчасти экспортные контракты. При этом на предприятии не решали проблемы зависимости от экспорта. Как результат - проблемы, которые начались в 2014 году, после разрыва связей с поставщиками из РФ. Однако, говорить об освобождении рынке не приходилось - в то же время началась крупноузловой сборка китайских и индийских грузовиков (в первую очередь малотоннажных) на заводах ЗАЗ и корпорации "Богдан". Последний производитель, помимо грузового транспорта, приступил к производству городских автобусов и троллейбусов. Причины роста и оценка реальных объемов 2017 год Минский автозавод может смело записать себе в актив - согласно статистике продаж автомобилей с грузаподъемностью более 3,5 тонн, белорусский производитель год сумел достичь доли в 19,8% рынка. В абсолютных цифрах, по статистике "Укравтопрома" первую регистрацию прошли 757 автомобилей. Это 6,5% от всех проданных грузовиков, включая малотоннажные машины российского ГАЗ, китайских и индийских заводов. На рынке пассажирских перевозок также есть свои достижения - МАЗ получил 9% от числа всех проданных в 2017 году автобусов и микроавтобусов. Если же брать городской пассажирский транспорт (перевозка 60 пассажиров и больше), то доля минского автозавода будет около 20-25% от общего числа продаж. Но приведенные цифры - лишь часть общей картины - присутствие МАЗ на украинском рынке значительно больше. Украинская экономика переживает не самые лучшие времена. Соответственно, просто расширеннием предложения достичь результатов было бы трудно. Помогли специальные подходы белорусского правительства - еще в 2014 году государственный "Укрэксимбанк" вышел с кредитной программой "Белорусский импорт" . По ней юридическое или физическое лицо при покупке в кредит белорусской техники и оборудования (здесь имеется ввиду не только МАЗ) могло получить компенсацию процентов по кредиту в размере до 2/3 учетной ставки НБУ. С 2016 года аналогичная программа начала работать еще в одном украинском государственном банковском учреждении - "Укргазбанк". Таким образом из трех перечисленных на сайте Министерства экономического развития Украины государственных банков, которые администрируют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, два кредитуют белорусский импорт и только один целенаправленно поддерживает украинского производителя. Таким образом украинские предприниматели получили возможность приобретения, например, белорусских автомобилей в кредит с реальной ставкой 7-10% в гривне. Такой подход создает предпосылки для наращивания поставок белорусской техники на рынок соседней страны. Второе направление - поставка комплектующих, двигателей, деталей для сборки и модернизации. С одной стороны работает прекрасное правило - если есть автомобили - будет рынок запасных частей и сервиса. С другой, МАЗ активно начал предлагать свои изделия для других автопроизводителей. Речь идет о тормозных системах, двигателях и их частях, сцеплении, радиаторах и многом другом. Доходит до анекдотической ситуации, когда основной конкурент минского завода на украинском рынке, КрАЗ, представляет новую модель грузовика с ... МАЗовской кабиной . С 2015 г. начало работу СП "МАЗ-Богдан", которое осуществляет крупноузловую сборку моделей МАЗ МАЗ-6317 и МАЗ-5316 для нужд украинской армии. На сегодня "украинские" МАЗы доминируют в государственном оборонном заказе. Более того, весь 2017 год именно продукция СП поставлялась в Вооруженные силы Украины и национальную гвардию - КрАЗ вернулся на рынок военных поставок только в августе месяце с относительно небольшой партией . Причин тому несколько: - еще в 2015-16 годах после массовых закупок КРАЗовскай продукции, военные начали сетовать на качество. Советник президента Ю. Бирюков в своем фейсбуке приводил шокирующие данные - 824 поломки за год на 811 поставленных автомобилей. Статистика минских автомобилей (на тот момент продавались не из СП) выглядела значительно лучше - 15 непадалак на 120 машин. Корпорацию "Богдан" связывают с действующим президентом Украины Петром Порошенко. В 2013 году будущий президент продал свою часть акций партнеру Олегу Сьвинарчуку (Гладковскаму). Но хорошие отношения между ними сохранились, как и партнерские связи в других бизнесов. Украинские производители автомобилей сильно зависели от импорта критически важных комплектующих, например, двигателей. На фоне начала войны поставки из РФ почти прекратились, а европейские страны в 2014-м тоже брали паузу, обосновывая ее тем, что продукция может быть использована в военных целях. На этом фоне Минский автозавод, который не имеет ограничений по импорту, мог в короткий срок предложить нужную украинским силовикам количество техники. Возможные ограничения в виде политического недовольства Москвы и введения в украинское законодательство нормы о преобладании "отечественного производителя" были сняты именно через создание совместного предприятия в Украине. Формально Минск продает исключительно гражданскую продукцию, из которого уже сами украинцы собирают военную технику. Точное количество переданных в украинские войска МАЗов засекречена, как и весь оборонный заказ Украины. Но, по косвенным данным, можно говорить о минимум 300-400 автомобилях за 2017 год. Это в дополнение к проданным на гражданском рынке. Есть еще одно направление, который напрямую связано с ВПК - создание в Украине бронеавтомобилей "Варта", которые, несмотря на сильную конкуренцию, начали активно поставляться в армию, нацгвардию и полицию. Машина была презентована почти 2 года назад министром внутренних дел Аваковым, который сообщил, что в ее создании принимали участие "белорусские инженеры". После чего прошли испытания, "Варта" была принята на вооружение и начались ее поставки в боевые части . По состоянию на конец 2017 года речь идет о как минимум 90-100 броневиках, ушедших на фронт. Эта цифра подтверждается данными белорусского статистики - за прошлый год в Украину было продано 94 шасси с установленным двигателем. "Варта" как раз собирается на шасси МАЗ. Перспективы Украинский рынок вскоре может стать одним из базовых для МАЗа, причем речь здесь идет о широком ассортименте техники: Крупные украинские города начинают программу восстановления коммунального транспорта. Покупка новых автобусов, в значительной мере, финансируется за счет ЕБРР, с которым у Минского автозавода давние отношения. В середине 2018 года будет закрыта сделка н а поставку 100 автобусов для Киева . Но на этом нужды украинской столицы не будут удовлетворены - можно ожидать новых тендеров. Договора также готовятся с Житомиром, Днепром, Харьковом. Это несколько сотен машин в течение ближайших года - двух. СП "МАЗ-БОГДАН" продолжает поставки украинским силовикам. На 2018 год только армия планирует закупить более 1000 новых грузовых автомобилей. Нужды восстановления парка еще большие - по данным Минобороны, уровень застарэласьци автотехники состоянием на конец 2017 года составляет около 82%. Это означает, что крупные военные контракты будут заключаться по крайней мере ближайшие 5-10 лет. Дальше - очередное восстановление автопарка и поставки комплектующих. Двигатели. Основной претензией к армейским грузовикам МАЗ были двигатели, производства Ярославского моторного завода. Но летом МАЗ передал на испытания машины с китайским двигателем WeichalPower. В то же время в белорусских СМИ прошла информация о планах МАЗа создания СП с партнером из КНР. Таким образом Минский автозавод не только решает проблемы с российскими комплектующими для себя, но и открывает емкий украинский рынок, обеспечивая себе конкурентное преимущество. Комплекты для сборки. Начало сотрудничества с КрАЗом, СП с "Богдан" дает основания говорить о возможной более широкой кооперации с украинским автопромом. "Богдан-Моторз" производит в том числе пассажирский транспорт - есть возможность локализации белорусских автобусов или наращивание доли белорусских комплектующих (которая и так есть) в "багданавских" машинах. Льготное кредитование на фоне неустойчивости украинское гривны создает еще одно конкурентное предпочтение для белорусского производителя. Таким образом, МАЗ имеет все основания для наращивания присутствия на украинском рынке. Речь может идти не о тысяче-полторы, а о 3-4 тысяч автомобилей и автобусов (с учетом военной техники) ежегодно. Частично это уже отражается в статистике - за январь-февраль на рынке соседнего государства прошли первую регистрацию 189 грузовиков и 68 автобусов. Если темпы останутся на том же уровне, то 2018 можно будет закончить с показателями 1134 грузовых автомобиля и 408 единиц пассажирского транспорта. И это - без военных поставок. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2017 году в торговле между Беларусью и Украиной произошли изменения, которые, при дальнейшем развитии, могут существенно повлиять на характер сотрудничества двух...
|
|