Не поделили интерьер: как магазин «Торты» и дизайнеры спорили, кто сделал проект
18.04.2018 16:40
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness ![]() Споры об интеллектуальной собственности — довольно частое явление в бизнесе. Своим опытом такого спора вокруг всем известного магазина «Торты» на ул. Козлова в Минске (а точнее по поводу его дизайн-проекта) делится Александра Назаркина, CEO компании NZR. И дает свои советы, как этой ситуации можно избежать. Мы также взяли комментарий у второй стороны спора. — Я много лет работаю на рынке ритейл-дизайна, торгового маркетинга и мерчандайзинга. ![]() CEO компании Летом 2017 года ОАО «ПОСТТОРГ» устроил тендер на реорганизацию известного магазина «Торты» по ул. Козлова. Тендеры выиграла наша компания NZR, хотя команда была против: договор подписали на сумму в три раза меньшую, чем прописанную в изначальном коммерческом предложении. Уговорила коллег все же поработать над проектом, ведь одна из наших миссий — развитие локального белорусского ритейла. ![]() Я разработала проект, раздала каждому задачи на доработки, верстку, сбор информации. Дело шло медленно и трудно. Заместитель директора магазина уехала в отпуск и вся коммуникация внезапно прекратилась. Никто не хотел брать на себя ответственность за решения со стороны Заказчика… Позже мы получили письмо, уведомляющее нас о прекращении договорных обязательств в одностороннем порядке. Мы вступили в долгую переписку. Через несколько месяцев я увидела на сайте ![]() Вот как выглядели несколько ваирантов концепции. которые были предложены нами «Постторгу»: Концепция № 1 ![]() Концепция № 2 ![]() Вот так магазин внутри выглядит сейчас: ![]() Сходство многих элементов декора и самого дизайна становится очевидным, если посмотреть на первые эскизные решения, которые мы предоставляли "Постторгу": ![]() ![]() Комментарий архитектораВот как комментирует ситуацию Варвары Ахремко, архитектор, автор книг по дизайну и консультант данного проекта: ![]() Архитектор — Пожалуй, главное, что всегда смущало меня в данном проекте — это помещение. В здании 50-х годов этот магазин изначально задумывался как однорядный с прилавками, за каждым из которых стоит продавец… Но он уже много лет функционирует в качестве магазина самообслуживания с трехрядным размещением торгового оборудования. При этом заказчики хотели увидеть в дизайне элементы французской булочной, не растеряв привычного наполнения. С точки зрения функционирования магазина, зонирование получилось, однако для восприятия дизайна в нем банально не хватает пространства. Зонирование ДО (кликните для увеличения) ![]() Зонирование ПОСЛЕ (кликните для увеличения) ![]() Вторым камнем преткновения стала отделка: несмотря на все доводы проектировщиков, заказчики категорически не хотели расставаться с отделкой стен… Но в целом дизайн можно считать более или менее удачным, учитывая соотношение площади магазина и его наполнения товаром. Внутри магазина ДО ![]() Внутри магазина ПОСЛЕ ![]() Мировое соглашениеКонечно, мы не могли оставить дело так, и я решила обратиться к юристу. Хотя конечный дизайн-проект магазина воплотили маркетологи «Постторга», мы так и не получили обоснованного отказа от принятия итогового дизайн-проекта. Ведь мы могли бы доработать проект столько раз, сколько надо было заказчику и как этого требовал наш договор. После нескольких встреч мы пришли к мировому соглашению. Хотя могли бы все урегулировать и до суда — ведь это дело дорогостоящее и трудозатратное. Вот Как не попасть в такую ситуацию — советы1. Предоплата. Она должна быть не менее той суммы, которая бы окупала все ваши расходы. Мое мнение: предоплата — это минимум, который покрывает расходы на проект, а оплата сверху — это уже заработок. 2. Закрывать все стадии дизайн-проекта актами. Разбив весь проект на стадии, вы решаете сразу несколько потенциальных проблем. Заказчик на стадии закрытия проекта часто забывает весь проделанный процесс: сколько было встреч, обработанных идей, переделанных концепций. В результате у него нередко складывается впечатление, что весь проект он «придумал» и воплотил самостоятельно, а дизайнер просто якобы «подбросил идеи». При закрытии же проекта актами, вы стимулируете работать себя и заказчика, сдавать работу в назначенный срок. 3. Выверенный договор на оказание услуг. Надо обратиться к юристу. В договоре необходимо подробно прописать ответственность Заказчика перед Исполнителем, и Исполнителя перед Заказчиком. Не соглашайтесь удалять важные для вас пункты. 4. Внутренний голос. Политика нашей компании — ведение документации на белорусском языке. Это не только дань патриотизму, но и отличный тест на адекватность. Дело в том, что все наши проекты, у заказчиков которых белорусских язык договора не вызывал каких-то нелепых возражений, всегда получались отлично и без проблем. Если же клиент с самого начала не просто, спрашивал вариант на русском, но начинал конфликт, то также и заканчивался весь проект. 5. Фиксированный прайс. Не работайте дешево! Нельзя делать скидку более 7%. Если вы делаете скидку 20−30%, то как вы сформировали ваш прайс? Это сразу смущает заказчика, и он понимает, что можно и дешевле. Мне очень понравился совет, который дал мне Дмитрий Черноморец (директор по развитию компании Humathèq и Apply Logistic Group): «Если вы не можете себе позволить наши услуги — приходите, когда сможете». 6. Научиться отказываться. Если вы видите, что на начальных стадиях переговоров возникают серьезные трения и проблемы, чаще всего лучше отказаться. ![]() 7. Контактируйте с ЛПР. Вы должны общаться только с одним человеком. В идеале — с лицом принимающим решения. Чаще клиент, чья подпись стоит в договоре занят, поэтому над проектом работают маркетологи, замы, менеджеры и пр. А еще чаще не одни, а все сразу. Попросите назначить ответственного за проект. Пусть он согласовывает промежутки проекта со всеми заинтересованными лицами компании, а вам выдает лишь итоговые решения в письменном виде. 8. Официальная переписка. Научитесь вести деловую переписку от названия письма до прикрепленных файлов. 9. Не теряйте себя как профессионала. Не нужно всегда идти на уступку по каждому вопросу, в котором как специалист вы, очевидно, разбираетесь лучше. Старайтесь корректно отстаивать свою позицию и позицию своих коллег. 10. Любите свое дело. Уважайте себя, своих сотрудников и свой труд. Комментарий второй стороныВот как прокомментировала ситуацию Анастасия Кашуба, юрисконсульт компании «Постторг»: — Действительно, между компанией «Постторг» и компанией NZR был заключен договор на редизайн одного из наших объектов (магазин «Торты» на ул. Козлова). Мы хотели вместо просто магазина сделать магазин и мини-кафе. По договору компания NZR в лице Александры Назаркиной обязалась предоставить дизайн-проект магазина. Естественно, порядок исполнения и сроки были оговорены. Но в сроки, к сожалению, компания не уложилась. Кроме того, нас не удовлетворяли те результаты, которые предоставлялись нам на каждом из этапов. Как была построена наша совместная работа изначально: заместитель директора нашей компании предлагала свои идеи, на основании которых сотрудники компании NZR, в частности Александра Назаркина, и делали дизайн-проект. По договору компания должна предоставить схему помещения, готовый дизайн-проект, анализ конкурентов. Но эти обязательства выполнены не были. Дизайнер не укладывалась в сроки — ремонт помещения из-за этого затягивался. В итоге мы приняли в работу только одну схему помещения. Даже, скорее, схему расстановки оборудования. За это и заплатили предоплату. Начался претензионный порядок общения. Мы направили претензию со своей стороны по срокам. Александра, увидев готовый вариант работ, обратилась в суд. В итоге было заключено мировое соглашение. Руководство приняло решение, что это дело не стоит того, чтобы доводить его до суда. Это было явно излишним. Компании NZR была выплачена определенная сумма — за схему и своего рода отступные. Что касается использования дизайна, предоставленного Александрой и ее компанией — мы в корне не согласны с обвинением. Мы считаем, что если сравнивать дизайн, предоставленный Александрой, и то, что есть сейчас — это два разных проекта. За исключением нескольких незначительных элементов. Например, колонна в зале — сейчас она на том же месте, которое было указано в проекте NZR. Но цветовое решение, моменты по расстановке, декор — все это разрабатывалось уже другими подрядчиками и нашими работниками. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Споры об интеллектуальной собственности - довольно частое явление в бизнесе. Своим опытом такого спора вокруг всем известного магазина «Торты» на ул. Козлова в...
|
|