«Кем нужно быть и сколько отработать, чтобы получать $1500 и более?» — около пяти лет назад именно так начинался отчёт об исследовании dev.by рынка труда в ИТ-отрасли в Беларуси. Нельзя жить в Беларуси и оставаться в стороне от привычки ко всему подходить со стандартной планкой. Если в целом в стране это избитые «по пятьсот», то в случае ИТ-индустрии так можно говорить о «по полторы». Именно на этом уровне колеблется последние несколько лет зарплата белорусского разработчика в самом усреднённом его виде. Уровень зарплат по-прежнему диктуется потолком рейтов аутсорсинговых компаний.
Жизнь так ускорилась, что в бизнесе почти не осталось места для обычных церемоний, — китайские управленцы сразу переходят к делу. И это неплохо! В декабре мы проводили в Гуанчжоу сельскохозяйственный форум, организовали широкую информационную кампанию. И на форуме к министру сельского хозяйства Беларуси Леониду Зайцу подошёл местный бизнесмен. Отметив высокое качество нашей продукции, он тут же предложил заключить минимальный контракт на… 50 миллионов долларов.
Наконец, в Европе в ближайшее десятилетие ожидается нехватка айтишников (до 3 млн), и мы способны их дать. Почему она сама не закрывает кадровую дыру, когда там много безработных? Пробовала — не получается. Умственный труд самый тяжелый, и не каждый дальнобойщик сможет перестроить своё мышление. Плюс безработных устраивает пособие, на которое они живут. Да и разница в зарплатах между ИТ-специалистами и не ИТ там незначительная. Поэтому мотивации напрягаться у людей нет.
«Размер компании после наших инвестиций должен утроиться. Это наш стандартный критерий, — проинформировал Заполянский. — Инвестируя в компанию на стадии роста, мы не просим возвращать капитал в виде дивидендов или других денежных потоков на протяжении 4-5 лет. Всё, что зарабатывает компания, будет идти на развитие. Наш доход мы получим через процедуру выхода — продажу своей доли стратегическому инвестору».
Они верят в то же, во что верим мы. Не думаю, что они будут сильно влиять на тактику и стратегию компании. Конечно, у любого инвестора есть механизмы контроля, и обычно это одобрение бюджета. Тут теоретически могут быть разногласия, но вряд ли это случится. Исходя из опыта общения с инвесторами, полагаю, что серьёзных изменений с точки зрения культуры компании или условий работы не будет. Мы не введем тайм-трэкинг или глубокую иерархию управления. Наоборот, планируются улучшения: будет пересмотрен соцпакет, у сотрудников появятся "плюшки", которых раньше не было.
Как-то я поставил задачу менеджеру одного из наших бизнесов «Дать срок релиза проекта, подписаться кровью». Тот понял задачу буквально — написал дату кровью на листе бумаге. Хорошо, что я не сказал «заруби себе на носу» или «сгори от стыда». Но история не об этом. Менеджер не сдал проект в срок, хотя очень хотел. Не сдал, потому его подходы к задаче и его способ мышления делали достижение результата невозможным. Мир меняется.
Самое главное при посещении конференции, где собираются десятки тысяч человек, — подготовка и понимание, с кем вы хотите встретиться в первую очередь, а с кем — во вторую. Просто собрать визитки обычно ни к чему хорошему не приводит. Перед тем, как начать рассказывать о себе, стоит узнать, что интересно вашему собеседнику. Иначе может получиться, что человек хочет вагон апельсинов, а вы предлагаете ему ящик бананов.
Я иногда сравниваю нас со Швейцарией. Там человек может пойти в трамвайное депо работать кассиром, получать зарплату, которой ему будет хватать на жизнь, и в свободное время заниматься музыкой, искусством. А у нас люди хотят стать успешными и понимают, что для этого нужно трудиться.
Отключитесь на минутку. Давайте перенесёмся в абстрактную Республику. Представьте, что там вы фрезеровщик. А в Республике, где вы живёте, как раз начался процесс перехода к оголтелому капитализму и буржуазия в одночасье перестала запариваться по вопросу прав трудящихся и их безопасности на рабочих местах. А вы эстет и любите себя, вам дороги пальцы, руки и прочие части тела. Не как память, а как реальный инструмент зарабатывания на хлеб насущный. Для вас это проблема и вы планируете её радикально решить — создать искусственный палец или перчатку со встроенным датчиком, который поможет каждому фрезеровщику не отвлекаться в течение всего рабочего дня и вернуться домой в целости.
Первой настольной корпоративной игрой для нас стала одна из продвинутых вариаций «Мафии» по мотивам киносаги «Звёздный крейсер Галактика». Игра была на английском, а треть собравшейся компании знала его довольно плохо. Мы вооружились памятками и даже мобильным приложением с переводом карт. Правила были непонятны, сама игра тоже шла не без шероховатостей. Особенно людям было сложно смириться с тем, что приходилось вживаться в роль плохиша Сайлона и строить козни. В конце концов у нашего крейсера закончилось топливо, и до Кобола люди так и не добрались. Зато так прониклись, что за два года ни разу не пропустили партии, которые у нас традиционно по четвергам.