"Химия" или колония: какие сроки и почему дают в суде водителям за смертельные ДТП с детьми. 21.by

"Химия" или колония: какие сроки и почему дают в суде водителям за смертельные ДТП с детьми

07.05.2018 16:32 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Не так давно был вынесен приговор по резонсному ДТП возле торгового центра «Замок» в Минске. Водителю грузовика, который насмерть сбил 11-летнюю девочку, дали пять лет колонии. Белорусы активно обсуждали не только саму аварию, но и приговор: в общественном сознании плотно сидит мысль, что водители чаще всего отбывают наказание в колонии-поселении. AUTO.TUT.BY вспомнил истории некоторых ДТП со смертельным исходом и приговоры за них, а также узнал в прокуратуре Минска от чего зависит наказание в таких случаях, какие отягчающие и смягчающие обстоятельства влияют на это.


Статья одна — сроки разные

Речь идет об одной из самых «популярных» уголовных статей — 317-й — нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. В прошлом году в Беларуси по ней привлекли к ответственности почти 600 человек.

Итак, обстоятельства аварии возле ТЦ «Замок» такие: водитель ЗИЛа въехал в группу пешеходов, пересекавших проезжую часть на зеленый сигнал светофора. В результате 11-летняя девочка от полученных травм умерла на месте происшествия. Ее 56-летней бабушке, 7-летнему брату и еще двум пешеходам были причинены различные телесные повреждения. Как выяснилось в ходе следствия, водитель был трезв, но ехал на машине без техосмотра. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 5 лет. Мужчина обжаловать и опротестовывать приговор не стал и 19 апреля он вступил в законную силу.


А вот трагедия, которая произошла 28 августа 2016 года в деревне Озеричино Пуховичского района: 33-летний водитель Сitroen Xsara Picasso неправильно выбрал скорость движения, не справился с управлением, из-за чего выехал на левую обочину и сбил 53-летнюю женщину и ее 7-летнего внука. Пешеходы от полученных травм умерли на месте происшествия. Водитель был пьян. Суд приговорил мужчину к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, лишением права управления транспортными средствами сроком на 5 лет.

Еще один случай: 22 ноября 2016 года в Борисове по проспекту Гагарина со скоростью около 50 км/ч ехал бортовой МАЗ. За рулем грузовика находился водитель 1961 года рождения. На нерегулируемом пешеходном переходе МАЗ сбил 45-летнюю женщину и ее 7-летнюю дочь. Пешеходы погибли на месте ДТП. Водителя признали виновным и  приговорили к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 5 лет.

19 октября 2017 года 22-летний житель Гомеля на МАЗ с прицепом совершил наезд на 10-летнюю Арианну, которая переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. От полученных травм ребенок умер на месте. Водителю назначили наказание в виде трех лет лишения свободы в исправительной колонии в условиях поселения, с лишением права управления всеми видами транспортных средств сроком на пять лет.

Как видим, во всех перечисленных ДТП погибали дети, но сроки виновники страшных аварий получали разные.

Какое наказание предусмотрено по «водительской» статье: от срока до лечения от алкоголизма

Статья 317 УК Беларуси. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

4. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

5. Деяние, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

По статистике, предоставленной AUTO.TUT.BY Верховным судом, в 2017 году за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по ст. 317 УК Беларуси осуждено 588 лиц.

Из них по ч.1 осуждено 50 человек, по ч.2 — 430 человек, по ч.3 -11 человек, по ч.4 — 95 человек, по ч.5 — 2 человека.


Фото: Reuters
  • 252 осужденных получили наказание в виде ограничения свободы (из них 49 лицам — с направлением в исправительное учреждение, 203 лицам — без направления);
  • 195 осужденным назначено наказание в виде лишения свободы;
  • 72 осужденным — в виде исправительных работ;
  • 19 осужденным — в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью (при этом к 422 лицам данное уголовное наказание назначено в качестве дополнительного);
  • 17 осужденным назначено уголовное наказание в виде штрафа;
  • 1 осужденному — наказание в виде ареста.

Четырнадцати водителям исполнения наказания отсрочили, еще 18 — получили условное неприменение наказания. На принудительное лечение от алкоголизма отправили 19 человек.

«Каждое наказание — индивидуально»

Как говорит старший прокурор минской прокуратуры Александр Король, при определении наказания суд и гособвинитель индивидуально подходят к каждому делу.

— Учитывается характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, мотивы и цели, а также личность виновного. Анализируется, какой был причинен вред и его размер, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.


Все обстоятельства, отягчающие ответственность отмечены в семнадцати пунктах 64 статьи УК Беларуси. Однако, отягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части УК в качестве признака преступления, не может учитываться при определении меры ответственности виновного.

— Например, не может быть признано отягчающим обстоятельством совершение преступления по ч.4 ст. 317 УК — нарушение ПДД или эксплуатации авто водителем, который сел за руль пьяным или после употребления наркотиков, из-за чего человек погиб или получил тяжелые травмы. Все потому, что тот факт, что водитель был пьян, уже отмечен в пункте статьи, — говорит Александр Король. — Вообще, обстоятельства, отягчающие ответственность по 317 статье применяются довольно редко, ведь тут речь идет о приченении смерти или травм по неосторожности.

В судебной практике Александра Короля такое встречалось лишь однажды: в 2015 году авария с двумя погибшими произошла по вине пьяного водителя, который с места аварии сбежал, к тому же парень ранее привлекался к уголовной ответственности и она еще не была погашена.

— В этом случае есть отягчающее обстоятельство: совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление, если не истекли сроки давности либо не погашена или не снята судимость за предшествующее преступление и оставлении в опасности. К тому же водитель оставил в опасности травмированных людей — а это статья 159 УК Беларуси.

Что касается ДТП возле ТЦ «Замок», то непройденный техосмотр на ЗИЛ, который въехал в толпу людей, также не может быть признан отягчающим обстоятельством.

— Водитель, выехал на дорогу на неисправном авто — это было установлено экспертами, а это нарушение нескольких пунктов ПДД, которые по совокупности привели к трагическим последствиям и лежат в основе обвинения прокурора.


В то же время Уголовный кодекс предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность обвиняемых — явка с повинной, чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении и другие. Кроме того, суд может признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

При установлении обстоятельств, смягчающих ответственность (п.п.1,3 и 4 ч.1 ст. 63 УК РБ) и отсутствии отягчающих обстоятельств (ст. 64 УК РБ), срок или размер наказания не может превышать половины максимального срока или размера избранного судом вида основного наказания.

Мужчинам и женщинам осуждаемым к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности отбывание наказания назначается в исправительных колониях в условиях поселения. Однако, в зависимости от обстоятельств дела суд может назначить отбывание срока в исправительных колониях в условиях общего режима.

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
От чего зависит наказание по 317-й статье УК Беларуси, какие отягчающие и смягчающие обстоятельства влияют на это, AUTO.TUT.BY рассказали в прокуратуре Минска.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика