Не все так просто: что нужно знать, составляя договор с контрагентом
08.05.2018 09:52
—
Разное
| ProBusiness
Источник материала: ProBusiness ![]() Часто компании не уделяют достаточно внимания составлению договоров с контрагентами — просто используют готовые шаблоны из Сети. О том, к чему может привести такое небрежное отношение и на что стоит обратить внимание в первую очередь, — рассказал юрисконсульт Андрей Зятьков. — На пространстве СНГ, как у давно действующих, так и у вновь созданных юридических лиц малого (а порой — и среднего) бизнеса часто существует одна общая проблема. Она заключается в формализме к подходу заключения договоров с контрагентами. ![]() Юрисконсульт Предприятия готовы вкладывать огромные средства в рекламную компанию, однако не всегда рассматривают надлежаще оформленный договор как что-то важное, пренебрегая юридической консультацией или приглашением специалиста в штат. О типовых договорахМногие полагают, что заключить договор можно, просто взяв типовую форму в интернете, и спокойно работать по нему. Действительно, при условии идеального и спокойного рынка, когда предприятия рассчитываются в срок и ситуация неплатежа/непоставки надлежащего товара сведена к нулю — договор можно заключать формально. Однако в реальной жизни большинство заключенных договоров между субъектами хозяйствования не учитывают специфику деятельности предприятия, экономическую составляющую, порядок заключения договора и иное. Вот несколько примеров наиболее частых ошибок в типовых договорах.
Зато все с энтузиазмом прописывают в договорах какие-то анахронизмы, вроде: «Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон». А серьезные вопросы проходят как-то стороной. В итоге, когда ситуация не идет гладко, менее подготовленная сторона терпит убытки. Иногда такие убытки могут оказаться довольно серьезными. Пример. ЗАО «А» заключило договор поставки с ООО «Б» на общую сумму $ 550 тысяч в срок по 31 декабря 2017. Первая партия поставки была отгружена на сумму в размере $ 230 тысяч 15 ноября 2017 года. Оплата была предусмотрена по факту поставки в течение 10 календарных дней. После первой поставки ООО «Б» произвело оплату с нарушением сроков на 20 календарных дней. ЗАО «А» не произвело следующую поставку, подало в арбитражный суд на взыскание пени за просрочку оплаты. ООО «Б» подало встречный иск о взыскании ущерба за недопоставленный товар ЗАО «Б». ![]() Итог: суд взыскал штрафные санкции и неустойку с ООО «Б» в пользу ЗАО «А». Встречный иск по итогу рассмотрения был не удовлетворен по следующим причинам. В договоре было указано, что ЗАО «А» производит поставку в течение 10 календарных дней с момента уведомления ООО «Б» о готовности принять товар посредством телеграфирования со станции получения товара на станцию отправления, указанную поставщиком. Тот факт, что первая поставка была произведена без данного условия, была рассмотрена судом в том ключе, что ЗАО «А» действовало на свой риск, ООО «Б» могло товар не принимать без каких-либо последствий для себя, однако приемка была осуществлена. Таким образом, вторая партия товара не была поставлена из-за отсутствия сообщения о готовности принять товар. Доводы о том, что данное уведомление было практически невозможно выслать, так как не было технической возможности, не были приняты. Поскольку стороны прописали данное условие в договоре, ООО «Б» не направлял каких-либо писем об изменении условий договора и т.д. Казалось бы, такой незначительный пункт, а как все изменил. То же самое касается прописанных десятикратных неустоек и иных штрафов, на что особенно надо обращать внимание. Проверка контрагентовТакже при заключении договоров менеджеры формально относятся к проверке контрагентов. Ведь можно минимально посмотреть сведения о юридическом лице в едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре сведений о банкротстве, реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, реестре исполнительных производств и т.д.
Не стоит пренебрегать и другими методами проверок. Съездите в офис компании, проверьте, есть ли она в принципе там. Трудно наладить доверительные отношения с людьми, когда они на этапе заключения договора вводят вас в заблуждение. Часть руководителей считает, что разработанное положение и утвержденный образец договора спасет ситуацию. Но это верно лишь отчасти. Так, например, если организация является крупным игроком на рынке, заключение договоров по основной деятельности идет конвейером и суммы таких договоров являются не критичными (например, поставки на сумму до $ 3000), то такая система оправдывает себя. Например, крупные производители (скажем, «Кока-Кола» или «Коммунарка») могут себе позволить не быть гибкими в вопросах поставок/покупки соответственно и заключать договоры только на своих условиях. Систематизация такой работы дает результат выше упущенной прибыли, которая будет составлять долю процента. Такой работе способствует имя компании, ее надежность и финансовая прочность. Но не все компании являются таковыми. И если дело касается поставок/подряда, то желательно прорабатывать весь договор под конкретную сделку, учитывая специфику контрагента. ![]() Не надо стеснятся вступать в переговоры, отстаивая свои позиции. Необходимо либо редактировать договор, либо писать протокол разногласий и делать в договоре соответствующие пометки. К сожалению, и тут бывают проблемы. Либо в договоре такие пометки не делаются, либо договор с пометкой возвращается без протокола разногласий (либо с неподписанным протоколом разногласий), одновременно с этим товар поставляется или перечисляются денежные средства по предоплате, но фактически становится смутной ситуация о правомерности заключения такого договора. Зачем допускать такое, если можно правильно заключить договор? Мое мнение: лучше потратить лишнюю неделю на переговоры, но заключить адекватный договор, который устроит обе стороны, чем торопиться и потом месяцами выяснять отношения. С другой стороны, есть компании, которые пытаются задокументировать каждый свой шаг. Мало того, что они лишают себя гибкости, так каждый год документации становится все больше, она становится все сложнее и понятна только тем работникам, которые стояли у истоков. Как только сотрудники сменятся — все эти положения будут макулатурой, которая при первой же проверке аукнется руководству. А как же, если есть нормативный акт на предприятии, — соблюдай! Конечно, положения и приказы жизненно необходимы компаниям, но в разумных пределах. Для бюрократии, как мы знаем, пределов нет. А грань, когда система становится неэффективной, очень тонкая. О специфике отдельных договоровВажно понимать специфику каждого договора. Например, удивительна ситуация, когда стороны заключают договор уступки требования без уведомления должника о заключении данного соглашения. Стоит помнить, что если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору. Распространенным является случай, когда при заключении договора не проверяются полномочия второй стороны. К договору не прикладываются доверенности или приложенные доверенности не анализируются на полномочия представителя в части подписания договоров. Так, одни лица могут быть уполномочены на заключение договоров на сумму не более 10 тысяч белорусских рублей (включая, кстати, директора предприятия, в уставе такой компании может быть прописана норма о согласовании сделок на сумму более определенной с учредителями/собственником, например), другие лица не уполномочены вовсе заключать определенные сделки. Пример. Руководитель филиала заключил договор с организацией на сумму 300 тысяч белорусских рублей. После неисполнения обязательств на филиал было подано исковое заявление в суд. Однако, оказалось, что по доверенности руководитель филиала имел право заключать договоры на сумму не превышающую 100 тысяч белорусских рублей. Сумма более указанной должна была согласовываться с директором предприятия. Так как не было совершено конклюдентных действий, суд не увидел оснований удовлетворить требования истца. В итоге в перспективе сделку могут признать недействительной со всеми вытекающими отсюда последствиями. ![]() Примеров масса, особенно это актуально, если компания работает на российском рынке. Чем больше рынок, тем больше риск попасть на недобросовестных контрагентов. Однако, учитывая больший спектр открытой информации по юридическим лицам в Российской Федерации (особенно важно, что такие данные можно найти в интернете), минимизировать потенциальные проблемы и отсеять подозрительных «клиентов» шанс есть. К тому же, электронный документооборот в России очень эффективен. Обратная сторона медали излишней жесткости с контрагентами в деловой репутации. Пример. По договору поставки компания «А» выполнила свои обязательства перед компанией «Б» с просрочкой в 5 календарных дней. Компания «Б» взыскала через суд штрафные санкции. Однако, какого-либо реального ущерба компания «Б» не понесла (упущенной прибыли, реального убытка). Если данный случай единичный, то здесь придраться не к чему, причины могут быть совершенно разными. Но если данный подход носит систематический характер, то с точки зрения деловой репутации предприятие понесет значительно большие потери, со временем просто с ними перестанут заключать договоры. Так как злоупотребление правом лишь чуть лучше, чем пренебрежение им. Но бывает, что штрафные санкции за малозначительные нарушения, которые даже не повлекли каких-либо убытков, компаниями выставляются часто. Мое мнение: в соотношении полученной выгоды и деловой репутации — я выберу репутацию. Чем жестче условия, тем меньше желающих участвовать в переговорах, тем меньше выбор и, соответственно, меньше возможностей для выбора. Проблемы в экономической деятельности всегда будут появляться, вопрос в том, как эффективно предприятие их решит. А это по большей части комбинация управленческих решений и правильного оформления сделки, исходя из понимания, что компании нужно на данный момент и что она хочет достичь тем или иным договором (сохранение партнерских отношений или что-то еще). ВыводыИтак, подытожим. При заключении договора в первую очередь стоит обращать внимание на следующие вещи:
Не стесняться ставить свои условия — это нормально. Главное — не перегибать и найти золотую середину. Ведь если собрать всю доступную информацию о контрагенте, можно провести анализ и сделать какие-то выводы, в чем-то надавить, в чем-то уступить. Ну и самое главное — читайте договоры, а не пробегайтесь по ним глазами. Вникайте в каждую ситуацию, если за вас это некому сделать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Часто компании не уделяют достаточно внимания составлению договоров с контрагентами - просто используют готовые шаблоны из Сети. О том, к чему может привести такое... |
|