«Дети в восторге, родители стесняются». Семейный театр ставит 3D-спектакль
08.05.2018 09:58
—
Разное
|
Два года назад в Минске
А не замахнуться ли нам на Федора Достоевского? 28 мая на сцене Дворца профсоюзов театр «Это спектакль об аутизме в том числе, — говорит художественный руководитель театра и режиссер-постановщик спектакля Ирина Пушкарева. — Когда-то, перечитав этот рассказ, я заметила, что у Достоевского очень хорошо показан момент ненужности маленького человека в большом мире. Несмотря на то, что в городе полно людей, все они спешат по своим делам. Часто эта толпа может быть даже враждебной по отношению к внутреннему миру и чувствам человека «из другой вселенной». Это очень перекликается с тем, что переживают и наши актеры с особенностями». Сейчас в семейном инклюзив-театре «i» занимаются 76 детей, 22 из них — с аутизмом. Впрочем, разделять актеров на обычных и особенных здесь давно перестали, ко всем относятся одинаково, помогая талантам раскрыться. >«Вышел на сцену? Выкладывайся!» — такой «взрослый» подход и глубокое включение дают плоды: дети, которые раньше с трудом здоровались и часто сидели в сторонке, сейчас играют главные роли и не стесняются общаться. Помимо недетской серьезности от других постановок семейного инклюзив-театра «Аднойчы ў вялізным горадзе» отличается еще тем, что это первая попытка приближения к современному пластическому театру. Жанр спектакля можно охарактеризовать как драма через пластику. Все танцевальные номера с актерами ставит хореограф Денис Дадишкилиани.
3D-спектакль. Что это значит? «В этой постановке мы пошли путем сложных декораций: традиционные сценические решения сопровождаются проекциями на два экрана, в том числе ярких картин художника Анны Силивончик. Одновременная работа двух экранов создает эффект глубины, который используется в кино. Более того, технические возможности сцены Дворца профсоюзов очень широки: там есть поворотный механизм на сцене, который мы тоже задействуем», — рассказывает Ирина Пушкарева. «Аднойчы ў вялізным горадзе» — это уже пятая постановка семейного инклюзив-театра «i». Идея «замахнуться на Достоевского» родилась два года назад, когда при поддержке компании velcom труппа представила свой дебютный спектакль «Но тогда мы еще не были готовы к такой постановке, потому что «Аднойчы…» — достаточно трудоемкий спектакль, и от актеров требуется умение пользоваться очень многими выразительными средствами, — поясняет Ирина Пушкарева. — За это время наши дети выросли, некоторым сейчас по 16, 17, 18 лет — их уже и детьми-то не назовешь. Они счастливы, потому что получили возможность говорить о более серьезных вещах, участвовать в более взрослом спектакле, им лестно быть на одной сцене с профессиональными актерами».
«Папы стесняются» По количеству задействованных актеров спектакль и правда получился масштабным: вместе с детьми играют их родители, профессиональные взрослые актеры и даже самые маленькие воспитанники студии Ирины Пушкаревой — малыши, которым еще нет и четырех лет. Кроме того, на сцену выйдет хор «Музычныя Пацеркi» — учащиеся столичной музыкальной школы № 10 под руководством Галины Аеровой. Что касается родителей, то они вот уже несколько месяцев оттачивают танцевальное мастерство под руководством Дениса Дадишкилиани. «Планировалось, что родителей будет много, но репетируют сейчас шестеро. Возможно, в последний момент в массовые сцены добавится кто-то еще. Остро не хватает пап: они стесняются, — улыбается режиссер-постановщик. — Еще когда репетируют без детей, то с удовольствием выходят на сцену, делают интересные па, все у них получается. Но как только дети смотрят на них из зала, они начинают робеть». Спектакль идет на белорусском языке: перевод сделала известная поэтесса и драматург Вера Жибуль, чей сын Кастусь тоже играет в театре. Несмотря на «мову», Достоевский здесь звучит в полный голос, уверяет творческая группа. В постановке используется музыка Александры Сандлер и Игоря Стравинского. «В принципе, это философский спектакль для взрослых, но хотелось бы, чтобы они пришли вместе со своими детьми и, посмотрев его, смогли ответить на их сложные вопросы. Если же ребенок будет в зале один, без родителей, он просто увидит яркое красочное шоу, ему тоже понравится, — говорит Ирина Пушкарева. — Сейчас готовим премьеру в Минске, позже хотели бы проехаться со спектаклем и по всей Беларуси, тем более что он легкий в транспортировке: это не рисованные декорации, а проекции. Уж проектором и экранами сейчас оснащена практически каждая площадка».
Театр кросс-кантри Европейцы продвинулись гораздо дальше нас в деле создания общества равных возможностей и социализации особенных людей. Но, тем не менее, опыт Семейного инклюзив-театра «i» даже в Европе признают новаторским. Уже больше года белорусы взаимодействуют с голландским театром Kazou, в котором играют только взрослые актеры с аутизмом. Его основатель и режиссер Ханс Салеминк неоднократно приезжал в Минск, представители нашего театра знакомились с коллегами в Нидерландах. Теперь в таком международном обмене опытом сделан следующий шаг: запланирована совместная белорусско-голландская постановка «Восемь чувств». Ее идею придумал Кастусь Жибуль — мальчик, по чьей пьесе «Чыгунка» театр поставил один из предыдущих спектаклей. «Когда я ездила в Нидерланды на презентацию нашего театра в конце марта, голландцы попросили, чтобы мы оформили с ними соглашение о сотрудничестве на следующий год. И вот мы ждем их 28 мая на премьере, а 29 мая уже пройдет первый мастер-класс. Они будут смотреть, как у нас построена работа с детьми, определять навыки, умения и возможности, чтобы в следующем году поставить совместный спектакль. В планах — гастроли по Нидерландам и Беларуси», — отмечает Ирина Пушкарева.
«У нас есть методика, и мы готовы ею поделиться» За два года Семейный инклюзив-театр «i» выработал эффективные подходы к социализации особенных детей. Официальной методики как таковой пока нет, но де-факто она существует, и ею готовы поделиться. «Мы еженедельно проводим мониторинг изменений в поведении детей, это рабочая ситуация, которая позволяет нам совершенствовать методику. Следующий шаг — переложить ее на бумагу. Я рассказывала о том, что мы делаем, на «Сакавіцкіх сустрэчах» для регионов, которые хотят создать подобные театры на базе школ — видно, что они заинтересованы. Хотим системно разложить материал, чтобы кто-то мог им воспользоваться», — говорит Ирина Пушкарева. Первый опыт создания видеомониторинга у театра уже есть. На протяжении года режиссер-документалист Сергей Исаков каждый месяц снимал занятия, чтобы отследить прогресс одной девочки. Когда коротенькие фрагменты сложились в единый видеоролик, стало видно, как сильно изменился ребенок, она превратилась в полноценную актрису. И это лишь один из примеров целительного эффекта театра. И таких примеров — почти каждый ребенок с особенностями. Поэтому сейчас уже можно смело говорить: Семейный инклюзив-театр «i» — это реальная модель общества равных возможностей, которая доказала свою состоятельность. *** Премьера спектакля «Аднойчы ў вялізным горадзе» состоится 28 мая на сцене Дворца культуры профсоюзов (пр. Независимости, 25). Начало в 19:00. Билеты можно приобрести Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Опыт Семейного инклюзив-театра «i» даже в Европе признают новаторским.
|
|