Топтание на месте. Как бесплатные музыкальные фестивали убивают индустрию. 21.by

Топтание на месте. Как бесплатные музыкальные фестивали убивают индустрию

14.08.2018 11:04 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Анна Ефременко, редактор AFISHA.TUT.BY, журналист, критик.

В этом году «А-фест» повторил рекорд 2017-го, став самым посещаемым бесплатным фестивалем Минска. Примерно 150 тысяч человек, недорогое пиво и британка Софи Эллис Бекстор. Казалось бы, отличная идея. AFISHA.TUT.BY советует не спешить с выводами.

Прямо сейчас в Европе проходит один из самых крупных фестивалей региона — венгерский Sziget. В лайнапе есть где разгуляться: от Кендрика Ламара и Ланы дель Рей до Gorrilaz и Arctic Monkeys. Билеты — от 80 евро за день до 325 евро за фестивальную неделю (в стоимость пасса входит кемпинг). «Логично, — скажете вы. — Хочется звезд мирового уровня — плати». Но, как показывает практика, со второй частью утверждения готовы мириться не все.


Фестиваль Sziget. Фото: AFISHA.TUT.BY

За текущее лето в Минске прошел уже с десяток фестивалей. Стоимость билетов на них варьировалась от 21 рубля (21vek) до 35 рублей («Рок за Бобров»). Вдумайтесь: 20 долларов за пачку российских артистов от Noize MC, ДДТ, «Звери» и «Сплин». То есть по пятерке за каждого? Это же по цене бургера.

— К сожалению, фестивальное движение в Беларуси за последние десять лет никак не развилось. Мы как начинали с 11 долларов за билет на первом Global Gathering Freedom Music (а было это более 10 лет назад), почти по той же цене билеты на «Рок за Бобров» продаются и сейчас, — комментировал в интервью AFISHA.TUT.BY год назад Андрей Алексеев, директор крупнейшего в стране концертного агентства «Атом Интертеймент».

Причина тому кроме прочего — бесплатные фестивали с крепкими хедлайнерами. Когда Джона Ньюмана и Софи Эллис бекстор можно послушать бесплатно, кто будет потом платить за билет на их концерт? Тысяча-другая преданных фанатов. И дальше: если в столице можно сходить на фестиваль бесплатно, кто будет отдавать за него не то что 80 евро — даже 80 рублей? И третий немаловажный момент: как расти бесплатному фестивалю? Понятно, что у таких форумов есть титульный спонсор, в случае «А-феста» это ОАО «Пивоваренная компания Аливария». Но чтобы постоянно держать планку и приглашать все более и более крутых артистов, нужно увеличивать бюджет. Или топтаться на одном месте, что тоже не способствует развитию фестивального движения.


«А-фест». Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В случае фестивалей со спонсорской поддержкой можно пойти двумя путями. В первом варианте бренд-инвестор оставляет символической цену на билеты, что сказывается на лайнапе. Во втором — нескромно разворачивается с галереей мировых артистов, но и ценник на вход поднимает соответственно.

Причем заметьте, что мы не говорим о том, чтобы фестиваль зарабатывал сам, без инвестора. Даже в соседней России среди крупных из фестивалей по такой схеме работает только «Нашествие», секрет которого в более бюджетных, нежели иностранные, российских рок-артистах, невысокой стоимости билетов и, соответственно, огромной аудитории. По данным РБК, в прошлом году фестиваль посетило около 200 тысяч человек, билеты стоили от 30 с небольшим до 165 долларов за все дни. Таким образом, прибыль «Нашествия», по оценке специалистов, составила более 13 миллионов долларов (при бюджете ориентировочно в 2,5−3 миллиона).

Среди проинвестированных самый крупный российский фестиваль, пожалуй, — Alfa Future People, организованный Альфа-Банком. Это как раз пример второго типа коллаборации, когда наличие инвестора «подкрепляется» стоимостью билетов. По данным Meduza, Alfa Future People стоит 10 миллионов долларов. Из них около четырех миллионов долларов фестиваль получает с продажи билетов и еще два — от спонсорских интеграций. Чтобы добиться таких показателей по прибыли, билеты на три фестивальных дня в этом году стоили около 116 долларов. Что позволяет привезти топовых диджеев уровня Steve Aoki или, в разное время, Hardwell, Armin Van Buuren, Martin Garrix и других.


Шоу Армина Ван Бюрена в Минске. Фото: Дмитрий Кожуро, TUT.BY

Рассмотрим и другой пример страны-соседки, когда наличие спонсора позволило сделать символической стоимость билетов. Речь про Ahmad Tea Music Festival, попасть на который в этом году можно было на первых порах всего за 10 долларов. Хедлайнеры — шотландская рок-группа Biffy Clyro (чтобы ориентироваться в популярности: в предыдущие годы музыканты собирали в Москве площадку на три тысячи человек).

По этому же пути пошел и белорусский LidBeer, который, начавшись как бесплатный фест, пересчитал смету и ввел в прошлом году цену на билеты. В этом она составляет символические 25 рублей за хедлайнеров вроде «Ленинград» и «Вопли Видоплясова». Аналогично действовал и новобранец фестивального движения 21vek, цена на билеты которого на старте равнялась 21 рублю. При этом в хедлайнерах значились Земфира, Дельфин и американка с итальянскими корнями LP.


LidBeer-2017. Фото предоставлено организаторами.

Логика индустрии такова, что если душа просит артиста уровня Бейонсе или Рианны, то в любом случае придется заплатить минимум 200−250 долларов, а то и больше. Или пойти с душой на компромисс и поехать в Браслав слушать «белорусскую Рианну» Бьянку в десять раз дешевле.

И если даже от условной Бейонсе спуститься на землю к условной ZAZ, за такое выступление тоже нужно платить. Просто потому, что начни бесплатные ивенты множиться, сама индустрия не сдвинется с места. Привычка получать что-то бесплатно — она похлеще, чем любая из наших вредных. Скажете «нет»? Давайте посчитаем, у скольких белорусов есть подписка на Netflix, а сколько качают сериалы его производства с торрентов.

Это мнение будет непопулярным, но я за то, чтобы фестивали не просто становились платными, а увеличивали стоимость билетов. И пока вы еще не кинулись сбивать пальцы в кровь в комментариях, добавлю: при повышении качества сервиса и уровня артистов. Ведь если бесплатному празднику простят и очереди, и задержку в тайминге, то фестивалю за 80 евро — нет. И если случится, что к такому повороту будут готовы белорусские зрители, будут ли готовы организаторы? Предыдущие три лета показали, что среди «платных» фестивалей не было ни одного, к которому бы не было вопросов с точки зрения организации. Пожалуй, сейчас как раз тот случай, когда и воспитаннику, и воспитателю следует переоценить ценности.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этом году "А-фест" повторил рекорд 2017-го, став самым посещаемым бесплатным фестивалем Минска. Примерно 150 тысяч человек, недорогое пиво и британка Софи Эллис...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика