Топтание на месте. Как бесплатные музыкальные фестивали убивают индустрию
14.08.2018 11:04
—
Разное
|
В этом году «А-фест» повторил рекорд 2017-го, став самым посещаемым бесплатным фестивалем Минска. Примерно 150 тысяч человек, недорогое пиво и британка Софи Эллис Бекстор. Казалось бы, отличная идея. AFISHA.TUT.BY советует не спешить с выводами. Прямо сейчас в Европе проходит один из самых крупных фестивалей региона — венгерский Sziget. В лайнапе есть где разгуляться: от Кендрика Ламара и Ланы дель Рей до Gorrilaz и Arctic Monkeys. Билеты — от 80 евро за день до 325 евро за фестивальную неделю (в стоимость пасса входит кемпинг). «Логично, — скажете вы. — Хочется звезд мирового уровня — плати». Но, как показывает практика, со второй частью утверждения готовы мириться не все. За текущее лето в Минске прошел уже с десяток фестивалей. Стоимость билетов на них варьировалась от 21 рубля (21vek) до 35 рублей («Рок за Бобров»). Вдумайтесь: 20 долларов за пачку российских артистов от Noize MC, ДДТ, «Звери» и «Сплин». То есть по пятерке за каждого? Это же по цене бургера. — К сожалению, фестивальное движение в Беларуси за последние десять лет никак не развилось. Мы как начинали с 11 долларов за билет на первом Global Gathering Freedom Music (а было это более 10 лет назад), почти по той же цене билеты на «Рок за Бобров» продаются и сейчас, — Причина тому кроме прочего — бесплатные фестивали с крепкими хедлайнерами. Когда Джона Ньюмана и Софи Эллис бекстор можно послушать бесплатно, кто будет потом платить за билет на их концерт? Тысяча-другая преданных фанатов. И дальше: если в столице можно сходить на фестиваль бесплатно, кто будет отдавать за него не то что 80 евро — даже 80 рублей? И третий немаловажный момент: как расти бесплатному фестивалю? Понятно, что у таких форумов есть титульный спонсор, в случае «А-феста» это ОАО «Пивоваренная компания Аливария». Но чтобы постоянно держать планку и приглашать все более и более крутых артистов, нужно увеличивать бюджет. Или топтаться на одном месте, что тоже не способствует развитию фестивального движения. В случае фестивалей со спонсорской поддержкой можно пойти двумя путями. В первом варианте бренд-инвестор оставляет символической цену на билеты, что сказывается на лайнапе. Во втором — нескромно разворачивается с галереей мировых артистов, но и ценник на вход поднимает соответственно. Причем заметьте, что мы не говорим о том, чтобы фестиваль зарабатывал сам, без инвестора. Даже в соседней России среди крупных из фестивалей по такой схеме работает только «Нашествие», секрет которого в более бюджетных, нежели иностранные, российских рок-артистах, невысокой стоимости билетов и, соответственно, огромной аудитории. По Среди проинвестированных самый крупный российский фестиваль, пожалуй, — Alfa Future People, организованный Альфа-Банком. Это как раз пример второго типа коллаборации, когда наличие инвестора «подкрепляется» стоимостью билетов. По Рассмотрим и другой пример страны-соседки, когда наличие спонсора позволило сделать символической стоимость билетов. Речь про Ahmad Tea Music Festival, попасть на который в этом году можно было на первых порах всего за 10 долларов. Хедлайнеры — шотландская рок-группа Biffy Clyro (чтобы ориентироваться в популярности: в предыдущие годы музыканты собирали в Москве площадку на три тысячи человек). По этому же пути пошел и белорусский LidBeer, который, начавшись как бесплатный фест, пересчитал смету и ввел в прошлом году цену на билеты. В этом она составляет символические 25 рублей за хедлайнеров вроде «Ленинград» и «Вопли Видоплясова». Аналогично действовал и новобранец фестивального движения 21vek, цена на билеты которого на старте равнялась 21 рублю. При этом в хедлайнерах значились Земфира, Дельфин и американка с итальянскими корнями LP. Логика индустрии такова, что если душа просит артиста уровня Бейонсе или Рианны, то в любом случае придется заплатить минимум 200−250 долларов, а то и больше. Или пойти с душой на компромисс и поехать в Браслав слушать «белорусскую Рианну» Бьянку в десять раз дешевле. И если даже от условной Бейонсе спуститься на землю к условной ZAZ, за такое выступление тоже нужно платить. Просто потому, что начни бесплатные ивенты множиться, сама индустрия не сдвинется с места. Привычка получать что-то бесплатно — она похлеще, чем любая из наших вредных. Скажете «нет»? Давайте посчитаем, у скольких белорусов есть подписка на Netflix, а сколько качают сериалы его производства с торрентов. Это мнение будет непопулярным, но я за то, чтобы фестивали не просто становились платными, а увеличивали стоимость билетов. И пока вы еще не кинулись сбивать пальцы в кровь в комментариях, добавлю: при повышении качества сервиса и уровня артистов. Ведь если бесплатному празднику простят и очереди, и задержку в тайминге, то фестивалю за 80 евро — нет. И если случится, что к такому повороту будут готовы белорусские зрители, будут ли готовы организаторы? Предыдущие три лета показали, что среди «платных» фестивалей
Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этом году "А-фест" повторил рекорд 2017-го, став самым посещаемым бесплатным фестивалем Минска. Примерно 150 тысяч человек, недорогое пиво и британка Софи Эллис...
|
|