Настоящая осень наступает, когда средняя температура воздуха опускается ниже 10 градусов. Ночные и утренние холода прихватывают деревья, туманы закрывают низины, и начинается листопад. И чем дольше длится теплое лето, тем сильнее и обильнее деревья сбрасывают свой покров при первых заморозках.
Желтая листва на дорогах совсем не украшение междугородних трасс, а коварный враг автомобилей, в особенности за городом, где очистка проезжей части от мусора и грязи часто не проводится. Она может быть опасна по трем причинам.
Скользкая жижа
Почти всегда дороги обсаживаются лесополосой для защиты от ветра и снега. Осенью они сваливают на дороги не только листву, но и россыпи веток. Мусор скапливается по краям дорог, на поворотах и в закрытых для обзора участках. Все это месиво выделяет сок и после первого дождя начинает разлагаться, превращаясь в склизкую биомассу, плотно покрывающую асфальт. Зачастую транспорт отбрасывает ее подальше от дороги, но порой образуются неожиданные анклавы, где слежавшаяся скользкая листва, вопреки ожиданиям, кучами наваливается прямо по ходу автомобилей.
К примеру, водитель привык к чистому асфальту, чувствует хороший зацеп колес и по-летнему входит в поворот с превышением скорости. Десятки поворотов он миновал без приключений. А на одном вираже его поджидает ловушка. В повороте поскользнувшуюся машину может понести со всеми последствиями.
Сцепление летних колес с поверхностью на мокрой листве даже меньше, чем на снегу у зимних покрышек. Предугадать появление скользкого участка трудно, поэтому снос развивается стремительно. Иногда перед проблемными местами вывешивается знак «Осторожно листопад». Но чаше всего водителям приходится самим контролировать дорогу. Если трасса покрыта листвой, солнце закрыто тучами, недавно выпала роса или прошел мокрый моросящий дождь, то значит ухо необходимо держать востро. Еще хуже, когда водитель пытается затормозить на миксте, то есть на смешанной поверхности, на которой есть и голый асфальт, и лужи, и обильная листва. Если одно колесо попадает на скользкий участок, а другой остается тормозить на дороге с хорошим коэффициентом сцепления, то автомобиль будет испытывать разворачивающий момент. То есть машину потянет в сторону. Если автомобиль оборудован АБС, то электроника вмешается в процесс и не даст закрутиться волчком. А вот без электронных помощников придется худо. Разворачивающая сила может быть настолько велика, что от водителя потребуется колоссальная реакция и навыки экстремального вождения, чтобы быстро скорректировать траекторию рулем, чтобы не угодить в кювет. В таких случаях опытные раллийные пилоты советуют тормозить прерывистыми качками педалью тормоза. Тогда можно избежать блокировки колес и разворачивающей силы.
Нечем дышать
Еще одна неприятность может произойти с воздушными фильтрами. Мелкая сухая листва и частички пыли опадают на крышу машины во время стоянки и сползают в основание стекла к воздухозаборникам вентиляции салона. Под действием температуры от работающего двигателя листва высыхает, крошится и всасывается в воздуховоды, после чего биопыль оседает в салонном фильтре. Естественно грязь препятствует циркуляции воздуха. Внутри машины становится душно. Поэтому с окончанием листопада фильтр рекомендуется чистить или менять. Иногда засоряет и фильтр на впускном тракте, но происходит это намного реже. Двигатель испытывает дефицит кислорода и перестает хорошо тянуть.
Запруда под капотом
Нельзя допускать, чтобы сухая листва собиралась у водослива в основании стоек крыши. Бывает, что она забивает отверстия, и скапливающаяся вода переливается через края водосборников и брызжет на электрику и даже на блок управления двигателем. У некоторых отечественных машин и даже на иномарках была такая неприятность.
А намокший компьютер автомобиля отказывается работать. Двигатель глохнет, и машина беспомощно встает на обочине. Чтобы вернуть ее к жизни, требуется купить и установить новую плату взамен перегоревшей. А стоит она более 20 тысяч рублей. Но влага может попадать не только в моторный отсек. Порой вода переливается и в салон. В некоторых старых моделях машин намокает обивка или даже образуются подтеки под ногами водителя и переднего пассажира. После дождя ноги оказываются в хлюпающей воде. А это чревато запотеванием стекол и в долгосрочной перспективе образованием ржавчины на внутренних стенках кузова.
В общем, осень способна подбросить сюрпризы. И опавшая листва требует к себе особого внимания водителей.