Все професси нужны, все профессии важны… Наверное, у многих это стихотворение ассоциируется с детством, когда перед тобой открыты все двери и только ты вправе выбирать, кем же стать в будущем. Взрослея, зачастую многие задаются вопросом, как выбрать ту сферу, в которой будешь как в своей тарелке. Некоторые всю жизнь ищут себя, работая не там и не тем. Однако люди, трудящиеся в отделе чрезвычайных ситуаций, всегда отчетливо знают, что их профессия является одной из ответственных, и только человек с твердыми намерениями отважится связать свою жизнь с нелегкой работой, спасать человеческие жизни.

Ирина Николаевна Левданская – диспетчер центра оперативного управления МЧС. Девушка родом из города Смолевичи, поэтому, получив среднеспециальное образование, вернулась в родной город, устроилась на работу в Смолевичский РОЧС, где уже на протяжении трех лет  трудится за диспетчерским столом пожарной части г.Смолевичи.

По словам девушки, другой профессии она для себя не видит, а влиться в мужской коллектив не было никаких сложностей.

– Я бы не сказала, что с мужчинами работать тяжело, даже проще, все в лицо и разговоры по делу, – рассказывает собеседница.

К обязанностям диспетчера МЧС относится, в первую очередь, принятие сообщений. Если речь идет о загорании, то необходимо тут же отправить технику, напомнить техническую безопасность сотрудникам спасательной части и получать от них информацию. Ирина круглосуточно поддерживает связь и  со спасателями по радиостанции, которые докладывают все свои действия на выезде, а диспетчер в свою очередь, по необходимости помогает им и направляет дополнительную технику.

– Главной задачей диспетчера является уточнить, что происходит, где и оперативно сориентироваться в ситуации, определить, сколько и какой техники необходимо, а также эту технику направить по нужному адресу. Это решение обычно принимает сам диспетчер, – рассказывает Ирина.

За один рабочий день диспетчер РОЧС отвечает, в среднем, на  80 звонков. К ним относятся не только загорания, ДТП, но и другие чрезвычайные ситуации, которые требуют консультации у диспетчера.

– Очень редко, но бывают ложные вызовы, определить их сразу бывает сложно, наверное, это приходит с опытом, – говорит Ирина.

 К дополнительным обязанностям диспетчера в пожароопасный период относится контроль за торфяными массивами и обходчиками, составление отчетов по их выездам.

Специалист признается, что ее работа очень серьезная, ответственная, но интересная. К сложностям своей профессии Ирина относит большой объем информации, который нужно держать в голове. Это и передача информации по пожарам, и оперативный вызов техники, и сроки предоставления информации на управление, а также много нормативных документов, которые нужно изучить.

Графиком работы девушка довольна. Она заступает в смену сутки через двое. Сдать дежурство в диспетчерской службе не такое простое дело. Заступающему в смену необходимо доложить все, что происходило за день: информировать про пожары, выезды, ознакомить с новыми документами, правилами, регламентами, если таковые есть. Все выезды, к слову, фиксируются в журнале.

Ирина Левданская уверена, что в ее профессии главными качествами являются оперативность, усидчивость, объективность и отвлеченность от всех своих дел и переживаний. Диспетчер центра оперативного управления МЧС призналась, что сама не раз нервничала, отправляя спасателей на задание, но их первоочередной задачей является максимальное выполнение своих задач и оперативное предотвращение несчастных случаев.

Анастасия ЛЕЙЧЕНКО,  студентка факультета журналистики БГУ.