Всем зарядку делать надо,
Много пользы от нее,
А здоровье – вот награда
За усердие твое!
Одним из главных условий заботы о детском здоровье является грамотно выстроенный процесс физического воспитания в детском саду. Этот процесс целесообразно строить на основе алгоритмов или последовательности действий на всех уровнях: индивидуальном, групповом именно на уровне учреждения дошкольного образования. Это позволяет своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребенка.
Одной из основных составляющих организации здорового образа жизни детей в учреждении дошкольного образования является утренняя гимнастика, так как именно она дает заряд бодрости на весь день.
Утренняя гимнастика — обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.
Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.
После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного — вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.
Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье, а в учреждении дошкольного образования — в утренний отрезок времени.
Утренняя гимнастика направлена на формирование правильной осанки. Оказывает воздействие на правильное дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект.
Водные процедуры в сочетании с утренней гимнастикой улучшают общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляют и закаляют ее, способствуют уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшают обменные реакции, вырабатывают иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывают у детей ощущение свежести, легкости, радости.
В целях закаливания организма детей температура воды систематически (но постепенно) снижается. При этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача.
Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.
Чтобы утренняя гимнастика была эффективна, при ее проведении мы придерживаемся следующих условий: подбор упражнений комплекса утренней зарядки в соответствии с возрастными особенностями воспитанников; построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей; использование разнообразных форм проведения утренней гимнастики; использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности; распределение нагрузки на организм на протяжении всей утренней гимнастики; использование психологических речевых настроек; использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей; использование стихотворений, пословиц и поговорок о здоровье.
В процессе проведения утренней гимнастики мы придерживаемся следующей структуры: психологическая речевая настройка; дыхательная гимнастика; массаж биологически активных зон; двигательные упражнения с использованием разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения; стихотворения, пословицы и поговорки о здоровье. Также оздоровительные упражнения во время утренней гимнастики способствуют не только сохранению физического здоровья детей, но и сохранению их психического здоровья. Дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
Мы обычно заканчиваем утреннюю гимнастику стихотворением или пословицей о здоровье.
Екатерина ЛЮБУТИНА, руководитель физического воспитания ГУО «Ясли сад №5 г.Смолевичи».
На снимке: утренняя гимнастика в детском саду №5 г. Смолевичи.
Фото из архива учреждения дошкольного образования.