Проект «Гюрза-М». Что мы знаем об украинских катерах, обстрелянных в Керченском проливе. 21.by

Проект «Гюрза-М». Что мы знаем об украинских катерах, обстрелянных в Керченском проливе

26.11.2018 11:38 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В воскресенье 25 ноября российские пограничники применили оружие против корабельной группы ВМС Украины в Керченском проливе. Украина заявила, что российские катера захватили три корабля, Россия — что это провокация Киева. Этот инцидент стал боевым дебютом для новейших украинских бронированных катеров проекта «Гюрза-М» «Бердянск» и «Никополь». Что представляют из себя эти суда и как они появились в ВМС Украины, читайте на 42.TUT.BY.


Фото: facebook.com/pg/navy.mil.gov.ua

Охотник на контрабандистов

Проект речного бронекатера «Гюрза» появился, когда Узбекистану понадобились суда для модернизации материальной части Термезской речной флотилии пограничных войск.  Доставшиеся в наследство от СССР катера выработали свой ресурс, а контролировать 156-километровую границу с Афганистаном по реке Амударья было необходимо, чтобы предотвратить перевозку наркотиков, контрабанду, незаконную миграцию.


Фото: facebook.com/pg/navy.mil.gov.ua

Проектирование катеров было доверено украинскому предприятию «Исследовательско-проектный центр кораблестроения», расположенному в Николаеве.

Украинские инженеры быстро справились с незамысловатым техническим заданием, спроектировав плоскодонный катер, который может уместиться в Ан-124 «Руслан» — это было необходимо для быстрой транспортировки судна.

«Гюрза» была оснащена башнями от БМП-2 и БТР-70, имела противопульное бронирование и водоизмещение всего 30 тонн. В качестве силовой установки использовались два дизельных мотора (морская версия танкового двигателя 6ТД, используемого на Т-80УД). Оба корабля для Узбекистана были сданы в 2004 году.

В рядах ВМСУ

Когда украинским морякам понадобились новые недорогие суда, снова вспомнили о «Гюрзе». Проект был реанимирован и модернизирован. Новинка полчила обозначение «Гюрза-М». Судно стало крупнее, изменилось вооружение и бортовое оборудование.


Фото: facebook.com/navy.mil.gov.ua

Экипаж катера по-прежнему насчитывал пять человек, автономность — пять суток, предусмотрено место для размещения морского десанта. Условия экипажа — комфортные, у командира имеется отдельная каюта, есть даже климат-контроль. Всего было построено шесть катеров проекта 58 155 «Гюрза-М».

Первые катера «Аккерман» и «Бердянск», заложенные еще 25 октября 2012 года, были спущены на воду только 11 ноября 2015 года. Однако уже тогда, в ходе испытаний и стрельб в феврале 2016 года, были выявлены многочисленные недоработки и неисправности в конструкции бронекатеров. Проблемы касались универсального управления огнем «Триада», который упрямо отказывался корректно работать. Со временем проблемы были частично устранены и катера приняли на вооружение.

Две пушки и даже ракеты

Вооружение катера — два боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод». Это боевые модули от бронетранспортера БТР-3Е, приспособленные для установки на бронекатер.


Фото: facebook.com/pg/navy.mil.gov.ua

Каждый модуль «Катран-М» включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения.

Хотя противотанковая ракета рассчитана на дальность до пяти км, в первую очередь она предназначена для сухопутных войск. Скорее всего, попасть в цель в море довольно сложно. Оператор «Барьера» должен постоянно удерживать маркер прицела на цели, чтобы ракета, наводимая по лазерному лучу, не прошла мимо. Проделать такую операцию можно только если сам катер и объект, по которому ведется огонь, неподвижны.

Пока не появилось ни одного видео, где демонстрируется стрельба ПТУР на ходу, зато ролик стрельбы из неподвижного положения в сети есть. Его как раз демонстрирует фирма-разработчик «Барьера».

Правда, стоячий катер — легкая мишень для противника, тем более, что защита катера — слабая. Его сталь-алюминиевая композитная броня защищает только от пуль калибра 7,62-мм.

Что пограничников хорошо, для моряков — плохо

Катера проекта «Гюрза-М» изначально создавались как пограничные: для охоты на контрабандистов, несения боевой вахты на реках и озерах. Защищенные от огня легкого стрелкового оружия, эти суда могут эффективно бороться с небольшими группами нарушителей границы, а их небольшая осадка позволяет действовать на мелководье.


Фото: facebook.com/navy.mil.gov.ua

Авторы блога Naval Analyses считают, что для действий в прибрежной зоне возможностей «Гюрзы-М» недостаточно. Катер не может выполнять боевые задачи при волнении моря уже в 4 балла. Также оружие может использоваться при волнении моря до 2 баллов.

У украинских катеров сравнительно невысокая скорость — 28 узлов. На такой скорости предельная дальность плавания составляет всего 216 морских миль (400 километров). Чтобы увеличить эту цифру до 400 миль, придется снизить скорость до 11 узлов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Катера проекта «Гюрза-М» изначально создавались как пограничные: для охоты на контрабандистов, несения боевой вахты на реках и озерах.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика