А вы знаете? Какое отношение славный род Гедройцев имеет к песне «В лесу родилась ёлочка». 21.by

А вы знаете? Какое отношение славный род Гедройцев имеет к песне «В лесу родилась ёлочка»

29.12.2018 19:57 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Шла Великая Отечественная. В кабинет секретаря Союза писателей Александра Фадеева вошла необычная посетительница: нищая старуха с мешком в руках. Фадеев нахмурился. — У вас ко мне какое-то дело? Старушка положила свой мешок на колени и сказала как-то неожиданно искренне: — Жить тяжело, Александр Александрович. Помогите как-нибудь. — А что, неужели и вы тоже писатель? — с иронией спросил он. — Я пишу стихи, — сказала женщина, как бы извиняясь.

А вы знаете? Какое отношение славный род Гедройцев имеет к песне «В лесу родилась ёлочка»
— Их печатали когда-то. Только очень давно. — Как же вас зовут? — Раиса Адамовна Кудашева. — Ну прочтите что-нибудь: — обречённо произнёс Фадеев. — Извольте, — согласилась женщина и начала: «В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла».

Прошло 60 лет. В 2003-м к писателю Михаилу Холмогорову пришёл приятель и сказал: «А ведь ты можешь быть миллионером! Нужно только оформить бумаги».

Михаил был озадачен. Как племянник и единственный наследник Раисы Кудашевой он действительно мог бы получать авторские отчисления. Но как потомственный интеллигент даже думать о таких вещах не мог.

Но почему бы не попробовать? И Михаил начал разбирать семейные архивы — в официальных инстанциях родство нужно было ещё доказать.

История эта началась давно — в 1878 году, когда у Адама и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой) родилась дочь Раиса. Потом у супругов Гедройц появились на свет ещё три девочки. Это было типичное старомосковское семейство — хлебосольное, весёлое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам. В старших классах гимназии Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что её охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье — умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сёстрах — пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным.

В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже обожал Раечку.


— Раечка, а у нас будет ёлка? — спросил он накануне Нового года.

— Конечно будет, — ответила Рая.

— А гости будут?

— И гости.

— А какой стишок я буду им читать?

— Ну, хочешь, выучим с тобой Пушкина.

— А у Пушкина есть стихи про ёлочку?

Раиса задумалась и ничего не смогла вспомнить.

— А ты непременно хотел бы про ёлочку?

— Непременно.

Мальчик уснул. Раиса пошла к себе в комнату и начала сочинять. Она предста а себе детишек, бегающих вокруг ёлки, и Алёшеньку в нарядном бархатном костюмчике. Он стоит под ёлкой и читает: «Гнутся ветви мохнатые / Вниз к головкам детей. / Блещут бусы богатые / Переливом огней».

А потом представила себе ёлочку, но только в лесу. Как она стоит там, одинокая: «Метель ей пела песенку: «Спи, ёлочка».

И она вспомнила, что ей уже 27 лет, а она никак не дождётся своего праздника. Получилось что-то личное. И почему-то вспомнился князь. Ему было 50 — не такой уж и старик. Утром он посмотрел на неё как-то тепло и внимательно и почему-то назвал Раей, а не Раисой Адамовной, как обычно. Она тряхнула головой, чтобы отогнать ненужные мысли и напрасные надежды. К утру стишок был готов.

А днём она отнесла его в журнал «Малютка», где её ждали и любили как постоянного автора. Подписалась, как обычно, буквами «А. Э.». Вот, собственно, и всё.

Рае не показалось: князь действительно стал обращать на неё внимание. Они всё чаще оставались вдвоём как будто случайно. Князю в срочном порядке нужно было обсудить с гувернанткой отметки мальчика, новое стихотворение очередного декадента… Но оба не решались признаться в своих чувствах даже себе самим. Она — потому что не смела и думать о такой выгодной партии. Он — потому что боялся оскорбить её гордость. Всё-таки разница в возрасте. Только через три года князь предложил своей гувернантке руку и сердце.

Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.

— Тётя Рая совсем не была похожа на княгиню, — вспоминает Михаил Холмогоров. — Когда мне было пять лет, мама взяла меня к ней в гости. Тётя Рая оказалась совсем старенькой. Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. «Раньше этот дом принадлежал тёте Рае», — сказала она вдруг.

Миша никак не мог поверить, что нищая старушка жила когда-то во дворце. В 70-е особнячок сломали, и от счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось ни следа.
Тогда, в начале века, её называли княгиней, у неё был собственный дом, любящий муж и приёмный сын. Раиса уже почти позабыла о своих стишках про ёлочку.

Как-то Раиса Адамовна с семейством ехала в Петербург. Попутчицами оказались бабушка и её внучка. Познакомились, разговорились. Старушка попросила внучку спеть песенку. И девочка, расправив юбочку, запела: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла».



— А что же это за чудесная песенка? — спросила Кудашева с замиранием сердца.

— О, это знаменитая новогодняя песенка из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки». Просто клад для домашнего музицирования!

Князь слушал вполуха и читал газету. Когда они остались одни, Рая решила: момент настал. То, что она тайно печатает стихи, тяготило её. Ей хотелось, чтобы муж знал всё.

— Ты слышал песенку? — спросила она нерешительно.

— Да. Прелестная, — улыбнулся князь. Похоже, он догадывался, куда клонит жена.

— А слова? Слова тебе понравились?

— О, я бы хотел познакомиться с автором, — князь улыбнулся ещё шире.

— Это я написала. Для нашего сына, — проговорила, краснея, княгиня.

— Никогда не сомневался в твоих талантах, — сказал князь и поцеловал жену.

Так Рая узнала, что она автор слов модной песенки. Впервые пути песни и её создательницы пересеклись, чтобы снова разойтись, и уже надолго.

К 1914 году обожаемый воспитанник Алёша вырос. Он бредил войной и сбежал на фронт. Отец, который уже перешагнул рубеж 60-летия, слёг, не выдержав волнений, и вскоре умер — не выдержало сердце. Спустя некоторое время пришло извещение о смерти мальчика. Княгиня разом потеряла всё.

1917 год Кудашева провожала в полном одиночестве. Княгиня сидела у печурки и грела руки. Прислуга разбежалась. Она была одна, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. Все бумаги, напоминающие о прошлом, давно пошли на обогрев комнаты. Только некоторые она оставила себе. И среди них — черновик стихотворения про ёлочку. Внезапно в дверь постучали. Она открыла. Красные матросы зашли в дверь, оставляя чёрные следы на паркете. Один из них, видимо, главный, вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол.

— Что вам угодно? — спросила княгиня как можно спокойнее.

— Нам угодно, — издевательски прищурился матрос, — чтобы ты, контра, в течение десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа.

Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась её новая жизнь. В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чём-то её расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и просидела тихой мышкой до самого 1941 года.

Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Её пели на всех детских утренниках, исполняли на главной ёлке страны в Колонном зале, на её сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница её текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: «Песенка про ёлочку, слова и музыка композитора Бекмана». Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живёт на нищенскую зарплату, так о нём ещё и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой!

— Давайте попробуем доказать, что автор — это вы, — неожиданно для себя предложила она престарелой родственнице.

— Да как же это? — испугалась Раиса Адамовна. — Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение моё… Не дай бог кто узнает.

— А мы всё же попробуем, — не унималась родственница.

Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохранённый Раисой Адамовной в далёком 18-м году. А ещё в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала «Малютка». Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого её исполнения.

Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в «Огоньке» работал будущий «отец» Электроника — Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрёл на Кудашеву. Появившееся в новогоднем «Огоньке» интервью переменило жизнь 80-летней старушки. Ей стали писать и звонить незнакомые люди, её приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной. — Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».

Михаил Холмогоров сидел у главного нотариуса города Москвы. Тот внимательно выслушал историю детской песенки и её создательницы.

— К сожалению, я ничего не могу для вас сделать. Когда умерла ваша родственница, срок действия авторского права был другим. И он давно истёк. А закон обратной силы не имеет.

Михаил выслушал вердикт, понял, что миллионером ему никогда уже не стать и совсем не огорчился. Пусть останется всё как есть. Недавно на могиле Кудашевой на Пятницком кладбище Михаил поставил памятник. На нём — слова песенки про ёлочку. А сама песенка принадлежит всем.

Неизвестная «ёлочка»

Раиса Кудашева посвятила своему воспитаннику не песенку, а сценарий детского утренника. Дети должны были по очереди зачитывать строфы. Но полный вариант песни начинается четырьмя неизвестными строфами:

«Гнутся ветви мохнатые

Вниз к головкам детей;

Блещут бусы богатые

Переливом огней;

Шар за шариком прячется,

А звезда за звездой,

Нити светлые катятся,

Словно дождь золотой:

Поиграть, позабавиться

Собрались дети тут

И тебе, ель-красавица,

Свою песню поют.

Всё звенит, разрастается

Голосков детских хор,

И, сверкая, качается

Ёлки пышный убор.

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зелёная была».

Напомним, что род Гедройцев - один из самых известных родов белорусских княжеских родов. Раиса Гедройц - одна из многочисленных представителей рода, прославивших фамилию.

 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Шла Великая Отечественная. В кабинет секретаря Союза писателей Александра Фадеева вошла необычная посетительница: нищая старуха с мешком в руках. Фадеев...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика