Как стать лучшим диспетчером МЧС? Осиповчанин Иван Шкурин знает!
21.01.2019
—
Разное
|
«Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?»Быть лучшим в профессии — всегда почетно и ответственно. Но когда просто каждый день качественно исполняешь свои обязанности, можно и не узнать о том, что кто-то работает иначе. А вот участие в конкурсе профессионального мастерства — совсем другое дело. Вот уж где сполна можно оценить не только свои способности, но и позаимствовать секреты успешной работы у коллег! В числе других возможность себя показать и на других посмотреть в состязаниях «Лучший диспетчер подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» уже третий год подряд выпадает специалисту Осиповичского РОЧС прапорщику внутренней службы Ивану Шкурину. — Раньше конкурс на звание лучшего диспетчера проводился только в масштабах страны. Три года назад решили сделать его повсеместным и общедоступным: провести районный и областной этапы с выходом на республику, — рассказывает Иван. — Тех, кто непосредственно принимает все просьбы о помощи, в отделе всего трое — по числу смен. Конкуренция небольшая, умения примерно одинаковые. Попробовать поучаствовать предложили именно мне только потому, что уровень английского языка чуть выше, чем у коллег, а один из этапов конкурса предполагал его использование. В первый свой «поход» за опытом и наградами Иван занял второе место, хоть и волновался, и переживал достаточно. На следующий год, как уже более опытный участник, немного расслабился, но в числе призеров остался — стал третьим в области. В народе говорят: «Три — на счастье», поэтому никто не удивился, когда в конце 2018 года Шкурин вновь отправился отстаивать честь родного отдела. И снова завоевал второе место, оставив позади около двух десятков конкурентов. Но этот год стал особенным: осиповчанин стал одним из претендентов на победу уже в республиканском конкурсе. И занял второе место и там! — В целом областной и финальный этапы оказались похожи: организаторы специально сделали так, чтобы была возможность проникнуться атмосферой и потренироваться, — отмечает Иван. — Всего было по 4 задания. Начинали с наиболее простого — тестирования на компьютере, а все остальное — самая настоящая практика. Для начала диспетчеры должны были отработать от и до полученные вводные. Конкурсантам организовывали полноценное рабочее место, а из соседней комнаты проверяющие-актеры звонили и на все лады умоляли помочь как можно быстрее. И это не наиболее привычные спасателям ситуации с пожарами: каких только историй не придумывали! Так, на реплику Ивана: «Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» из трубки стали доноситься просьбы спасти от ос, которые летали во дворе дома. Упрашивания были очень настойчивыми, но тут поступил еще один звонок: нетрезвый мужчина проснулся в задымленном помещении и не знал, как оттуда выбраться. — Самое сложное, что решать обе задачи предстояло одновременно, — вспоминает Шкурин. — Важно было определить, кто из звонивших приоритетнее, но и про другого ведь нельзя забывать. Да, первый был взволнован и настойчив, но спастись он мог быстро и, главное, самостоятельно: просто зайти в дом и там укрыться от насекомых. А вот к попавшему в дымовую завесу отправил спасателей. Кроме этих двух ситуаций, поступали еще и разные мелкие задачи и звонки: организаторы сделали все, чтобы устроить настоящий цейтнот и суматоху. Хотя в реальной жизни еще лет 5 назад такого не случалось в принципе, а вот в последнее время уже каждый из коллег все-таки сталкивался с подобным наплывом срочного-важного. Аналогичные задачи ставились перед Иваном и на республиканском конкурсе. Любопытно, что устроители финала обязательно использовали привязку к местности, где непосредственно живет и работает претендент на победу. Например, земляк получил вводную, что горит гостиница «Осиповичи», из которой пожарные, направленные туда диспетчером, спасли пятерых австрийцев. Параллельно диспетчеру нужно было помочь такому же количеству тонущих в местном водохранилище — правда, по задумке организаторов, двое из них все-таки «утонули». А вот самыми интересными, по мнению осиповчанина, оказались последние два этапа: консультация заявителей на русском и английском языках. Кроме работников МЧС, в оценке умения диспетчеров работать с гражданами принимал участие еще и психолог. И, естественно, все условные заявители — с «сюрпризом»: слишком настойчивые, нетрезвые, неадекватные, растерянные, не умеющие внятно объяснять и т.д. — Первый из обратившихся якобы тонул в болоте. Но при этом смог позвонить по телефону, чтобы со мной консультироваться, как ему оттуда выбираться. Честно говоря, эта ситуация показалась несколько нелогичной: ну не могу я представить, что кто-то вот прямо в одну минуту сильно завяз в трясине, но умудрился дотянуться до телефона и разговаривать с диспетчером. Кроме того, через небольшой промежуток времени поступил звонок от мужчины, который вез детей в больницу и не мог найти дорогу. Почему-то никакие советы типа остановиться и спросить у прохожих, где он сейчас находится и как оттуда добраться до пункта назначения, по воле организаторов ему не помогали, —усмехается участник конкурса. — Однако пытался во всем разобраться и дать обоим полезные указания, как того и требовали правила этапа. Кстати, на «республике» консультирование оказалось самым напряженным конкурсом: из участников буквально все силы вытянули разными задачами и вопросами — и почти сразу же перешли к консультированию по-английски. Примечательно, что в англоязычном этапе Иван занял первое место. — Специального лингвистического образования нет, когда-то учил язык сам — словарного запаса для бытового общения хватает. Во всяком случае, без проблем справился с условным тушением пожаров на «области» и помощью пожилой женщине, которая стояла на остановке и боялась потенциальных негодяев, на республиканском этапе. Кстати, началась подобная языковая практика не так давно — перед чемпионатом мира по хоккею. Тогда нас всех готовили и не забывают навыки регулярно проверять, в том числе и в ходе конкурсов. Конечно, кроме просто возможности попробовать свои силы и завоевать звание лучшего, участие в подобных профессиональных состязаниях — колоссальный опыт. — Чтобы проявить себя на должном уровне, пришлось освежить знания и алгоритмы действий буквально по каждой потенциально возможной ситуации: в реальности, к счастью, сталкиваемся далеко не со всем спектром ЧП. А когда уже непосредственно выполняешь задания, думать некогда: нужно помогать потерпевшим, пусть они и условные. Поэтому четко представлять, что и как говорить и делать, необходимо изначально. Накануне республиканского этапа неделю стажировался в Могилеве. Там посмотрели и решили, что темп работы у меня не совсем подходящий для претендента на победу. И уже через несколько дней тренировок решать все необходимые задачи получалось намного быстрее. Когда уже после конкурса выходил на работу, все время казалось, что еще что-то сделать забыл: много времени оставалось, хотя все действия уже были совершены. Потом, конечно, вернулся к привычному темпу: нет смысла постоянно находиться в состоянии цейтнота. Должность диспетчера Иван Шкурин занимает уже около 10 лет, а начинал в 2006 году со спасателя-пожарного. — Трудно сказать, что где-то легче или сложнее. Пожарные рискуют жизнью и здоровьем, выезжая на происшествия, у них в разы больше физической нагрузки. Диспетчеру же приходится принимать важные решения, от которых порой зависят чьи-то жизни, координировать деятельность подразделений, ориентироваться в ситуации, не находясь на месте происшествия. Но в любом случае мы делаем одно дело, и не важно, есть у кого-то достижения в профессиональных конкурсах или пока еще нет. Главное, чтобы все знания и умения реализовывались на практике, и в профессионализме своих коллег я уверен. Мария ТАЛЕЙКО. Фото автора. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» Быть лучшим в профессии — всегда почетно и ответственно. Но когда просто каждый день качественно исполняешь свои...
|
|