Дилемма сложная, больная (и психологически - для населения Жемыславля, и финансово - для районной власти). Ее пробуют, но пока безуспешно, решить. И на последнюю встречу - собрание жителей агрогородка Жемыславль с начальником отдела образования Ивьевского райисполкома Еленой Николаевной Хомко и специалистом главного управления образования Гродненского облисполкома Светланой Станиславовной Ковалевской жители агрогородка пригласили и нас, журналистов районной газеты.
Что же так волнует обе стороны и в чем они ищут консенсус? В общем-то, тема не нова. И касается она оптимизации учреждений медицины, образования, культуры, в большей мере проводимой на селе. Закрываются клубы, школы, библиотеки. Этот болезненный процесс, увы, как это ни странно, оправдан, хотя только усугубляет запустение деревни…
Естественно, когда речь идет о закрытии школы в каком-либо населенном пункте, всегда предлагается альтернатива. Как сказала в своем выступлении Елена Николаевна Хомко, Жемыславльский детский сад - базовая школа в 2018/2019 учебном году функционирует с низкой загруженностью - 14%. Проектная мощность учреждения рассчитана на 320 мест, штатная численность работников 35,5 единиц, в том числе педагогов 21,6 единиц, количество обучающихся 46 человек (из них 37 учащихся и 9 воспитанников), средняя наполняемость класса 4,1 человека.
На расстоянии 5 км располагаются Субботникская средняя школа и детский сад агрогородка Субботники, проектная мощность которых позволяет без труда разместить учащихся и воспитанников Жемыславльского детского сада - базовой школы. На текущее время в Субботникской средней школе для подвоза учащихся имеется автомобиль "газель". В бюджете отдела образования на 2019 год заложены деньги на покупку автобуса, который будет передан в данную школу.
Представитель главного управления образования Гродненского облисполкома Светлана Станиславовна Ковалевская в своем выступлении отметила, что процесс оптимизации коснулся не только деревень, но даже и некоторых школ городов Гродно, Свислочь. В Беларуси фактически не осталось школ, где меньше 50 учеников.
Пожилая сельчанка: "Когда из деревни уходит школа, из нее уходит жизнь. Мы идем мимо, а тут детвора бегает. Вечера проводят, мероприятия, на которые ходим и мы. Приходят с учителями помочь убрать где-то улицу или место около памятника погибшим во время войны. И мы моложе делаемся, глядя на них, и верим, что все изменится к лучшему".
“Я не могу представить, что моего трехлетнего ребенка посадят рано утром в "газель" и повезут без меня в садик в Субботники,- сказала молодая мама.- Стресс грозит всем: и детям, и родителям. Нет садика, нет школы. Кто же останется в деревне? Только люди, которые доживают свой век. Значит, скоро не станет и деревни”…
Болью за школу, за агрогородок были наполнены высказывания бывшего директора совхоза "Жемыславль" Анатолия Григорьевича Холупко и бывшего директора школы Вячеслава Семеновича Крыштаповича. Естественно, тяжело согласиться с тем, что у деревни с такой ранее развитой инфраструктурой сегодня забирают, скажем так, последнюю надежду - школу с прекрасными традициями.
“Мы рубим сук, на котором сидим, - сказал А. Холупко. - Может, все-таки при болезни надо попробовать "лечить", а не сразу отрезать "больное место"? Наверное, потому и деревня наша потихоньку умирает, что в свое время начали все подряд закрывать. Мне кажется, если всем вместе подумать, можно найти выход без "оперативного" вмешательства”.
В. Крыштапович привел слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о том, что наиважнейшей задачей является улучшение жизни людей. Так кому же, продолжил он, станет легче от того, что закроется школа? Неужели людям, которые живут в Жемыславле? В этот момент, сказал выступающий, для жителей агрогородка закончится Год малой родины.
… Нигде без боли не проходит оптимизация. Это отметили в своих выступлениях представители облисполкома и райисполкома. Но…
С 1 января 2019 года в Беларуси вводится новый метод финансирования учебных заведений. С нового года все учреждения образования страны планируется перевести на новый метод финансирования. Он заключается в том, что все школы будут получать средства по нормативу из расчета на одного ученика. "Это обеспечит прозрачность финансирования, справедливость, - пояснила на пресс-конференции в октябре минувшего года начальник отдела оплаты труда и нормативной штатной численности главного управления экономики Минобразования Наталия Криволапова. - Каждая школа получит бюджетные средства в зависимости от количества обучающихся в ней детей".
При этом, подчеркнула она, "ни в коем случае не предусматривается оптимизация". "В крайнем случае, произойдет перераспределение финансовых средств из школ, которые сейчас получают много денег, независимо от количества учеников, в те, которые получают мало. Все получат поровну на количество учащихся", - сказала Н. Криволапова.
"Нормативное финансирование вводится для того, чтобы поставить учреждения образования и учащихся в равные условия", - добавила она.
"Равных условий" придерживаться в нашем случае очень непросто. В семь раз выше установленных норм расхода на одного ребенка в день обходится содержание учеников и воспитанников в учреждении образования, о котором идет речь. (В целом же на образование на данном этапе в нашем районе уходит 45 процентов бюджетных средств).
Получается, что невозможно будет обойтись теми деньгами, которые выделят согласно законодательству на 46 детей. Чтобы позволить этому детсаду-школе нормально жить, придется обделить другие учреждения образования.
В заключение хочется подчеркнуть, что в каждой из озвученных точек зрения есть рациональное зерно. Очень хотелось бы, чтобы принятое решение было во благо тем, кого оно непосредственно касается.
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.