На днях в столичную милицию обратились мужчина и женщина. Оба не знакомы, но рассказали одну историю: накануне им позвонили представители одного из белорусских банков и под различными предлогами просили сообщить паспортные данные и реквизиты банковских карт.
Мужчина отказал в сомнительной просьбе и сам обратился в финансовое учреждение. Оказалось, оттуда никто не звонил. А вот женщина поверила на слово и в итоге с карт-счета незаконно «списали» 2,5 тыс. рублей.
Сейчас милиция проводит проверку по заявлению минчанки. Уже установлено, что потерпевшей звонили дважды. Сначала она не поверила абоненту, который просил сообщить персональные данные якобы для усовершенствования системы безопасности. Однако затем злоумышленник позвонил с номера, принадлежащего службе безопасности банка (женщина нашла контакт на сайте учреждения). Такой аргумент клиентка сочла убедительным и назвала нужные сведения.
– Это один из способов хищения денег, когда используются сервисы или программы подмены телефонных номеров в сочетании с методами, так называемой социальной инженерии. Преступники под различным предлогом входят в доверие к людям и получают от них конфиденциальные сведения, посредством которых воруют деньги. В качестве такой информации выступают банковские реквизиты, логины и пароли системы «интернет-банкинга», а также коды, поступающие на телефон в виде смс-сообщения, – рассказал заместитель начальника управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Владимир Зайцев.
Злоумышленники в считанные минуты переводят виртуальные деньги на различные электронные кошельки подставных лиц с последующим обналичиванием за рубежом или использованием при электронных расчетах.
Киберборцы констатируют, что такой способ хищения – лишь одна из многочисленных разновидностей обмана.
Чтобы не стать жертвой мошенников, правоохранители рекомендуют:
– ни под каким предлогом никому не передавать, не размещать и не сообщать платежные реквизиты и иную персональную информацию (часто встречаются также способы завладения банковскими реквизитами через социальную сеть «ВКонтакте»);
– использовать все доступные способы защиты, предлагаемые банками (двухфакторная авторизация, смс-оповещение о расходных операциях, лимит снятия денежных средств и др.);
– использовать сложные пароли доступа к учетным записям электронной почты, к системам «интернет-банкинг», социальным сетям и другим интернет-ресурсам;
– не открывать электронные почтовые сообщения, полученные от неизвестных отправителей и не запускать их содержимое;
– не переходить по неизвестным ссылкам и не посещать интернет-сайты сомнительного содержания;
– при посещении интернет-ресурсов обращать внимание на веб-адрес;
– не соглашаться на установку предложенных неизвестными сайтами программ;
– не устанавливать программы, загруженные из неизвестных источников;
– не использовать неизвестные мобильные приложения, в которых требуется ввод платежных реквизитов, учетных данных аккаунтов электронной почты, интернет-банкинга, социальных сетей или иных интернет-ресурсов;
– не передавать банковскую платежную карточку посторонним лицам и не сообщать ее реквизиты.