Идеей снять фильм по Быкову Александр МЕЛЕХОВЕЦ загорелся лет десять назад:
- Я перечитал все книги Василя Быкова - это мой любимый автор. Отправной точкой, когда я понял, что должен знать все его произведения, стало трагическое событие - уход великого писателя из жизни. После этого я пришел в библиотеку и заказал все книги авторства Быкова, которые там были. Мне казалось, что проза Быкова идеальна для экранизации. Главное было решиться, и я сказал себе: «Если хочешь что-то сделать - просто возьми и сделай!»
- Ни с того ни с сего инженер без специального образования вдруг сказал себе: «Возьму и сниму кино!» Звучит безрассудно.
- Не совсем ни с того ни с сего… Я, когда еще был ребенком, начал всерьез интересоваться театром - меня никто не заставлял насильно. Когда нас водили куда-нибудь с одноклассниками, они во время спектаклей надевали наушники и слушали музыку, а я смотрел на сцену. Меня потом спрашивали: «Тебе что, правда это интересно?» Правда. А лет в двенадцать я сам пошел в оперный театр и купил билеты. Я сейчас думаю, что такой интерес к искусству был неслучаен: я занимался в музыкальной школе, и, видимо, это повлияло на мои пристрастия. Книги я тоже читал соответствующие - Станиславского, Михаила Чехова: по режиссуре, актерскому мастерству… Когда молод и наивен, относишься к режиссуре и тому, что делают мэтры, с благоговением. Думаешь: «Господи! Где я, а где великие? Даже не смей о таком мечтать!» А потом проходит лет …дцать, и совершается переоценка ценностей. И еще я убежден: если бы люди не осуществляли свои мечты, то есть не делали того, что им очень сильно захотелось, развитие бы остановилось.
Я свои режиссерские амбиции сначала попробовал реализовать, снимая клипы. Один из видеороликов для рэпера Винсента даже взял несколько наград! Это придало уверенности, что и дальше все получится.
Нелегкая судьба
- Но желания и упорства мало. У фильма ведь была нелегкая судьба, и непонятно, найдет ли он дорогу к широкому зрителю. Хотя лично я советовала бы картину смотреть, несмотря на шероховатости, за которые режиссера, конечно, не похвалят. Суть же в гениальности Быкова, который так точно подмечает наши характерные особенности.
- Рассказ «Народныя мсціўцы» я выбрал потому, что он и интересный по идее, и короткий по содержанию, а значит, менее сложный для реализации. Кстати, думаю, мало кто его читал. Поэтому, если после просмотра люди заинтересуются и захотят перечитать Быкова, буду считать, что свою задачу я выполнил.
Что касается желания и упорства, то, конечно, самое главное, как ни крути, - это деньги. Потому что тогда можно арендовать качественную дорогую аппаратуру, нанять для работы профессионалов, а мне приходилось практически все делать самому. И больше шансов заинтересовать актеров, тем более тех, которых ты хочешь видеть в своей картине. Я многое понял, но самое главное - то, что работать нужно только с теми людьми, которые тебе подходят, с единомышленниками.
С третьего раза
- А в чем была проблема с артистами? Почему менялись актерские составы и снять кино получилось только с третьего раза?
- Мне бы так не хотелось вспоминать негатив, с которым пришлось столкнуться! (Вздыхает.) Конечно, школу жизни я получил огромную, общаясь с людьми творческих профессий. По моим наблюдениям, чем старше, опытнее и заслуженнее артисты, тем они тактичнее, уважительнее в общении, не говоря, безусловно, о профессиональных качествах и подходе к работе. Я рад, что судьба свела меня с Владимиром Роговцовым - в первом составе я хотел снимать возрастных актеров. Он написал мне пожелание: «Дорогу осилит идущий». А когда я год назад звонил ему, чтобы посоветоваться, он уделил внимание, поддержал меня.
В общем, сложилось только с третьим составом - актерами РТБД Дмитрием Давидовичем, Артемом Куренем и Ильей Ясинским.
- У меня в этом фильме есть любимая сцена - возмездие. Прекрасный ход - рапид, и все происходит под песню Baccara «Love me till I die» 70-х годов. Хотя после фильма один из зрителей обратил внимание, что речь в рассказе про 1958 год, а в картине много элементов, которые, как тот же транзистор, появились позже.
- Спасибо, эта сцена многим нравится, хотя в рассказе ничего подобного нет. (Смеется.) Я также использовал в фильме записи выступлений Василя Быкова и радиоспектаклей по его произведениям более позднего периода. Потому что фильм не про 1958-й. Это вневременная история. И повод для нас, белорусов, посмотреть на себя со стороны.
- Слышала, что есть проблемы с прокатом. Но все-таки желаю вам не опускать руки и снимать дальше. Между прочим, даже на премьеру «Народных мсціўцаў», несмотря на отсутствие рекламы, зрителей по билетам пришло немало. Значит, целевая аудитория, пусть и небольшая, есть.
- А у меня почти готов еще один фильм, короткометражный, – «Полешук» по Короткевичу. Пока нет денег домонтировать и сделать озвучку. Вот разберусь с навалившимися проблемами и доделаю. Обязательно.