Счастливая и легкая
- Легкий ли я человек? Легкий! Я способна прощать и понимать. Мне одинаково хорошо и среди множества людей, и в полном одиночестве. У меня часто спрашивают, был ли мучительным отказ от роли молодых героинь. Нет. Всему на свете свой срок. Понимая это, все происходящее воспринимаешь как данность. Жизнь - дар. И если уж мы просыпаемся утром - надо жить».
Вот такая она и есть, примадонна Белорусского государственного академического музыкального театра Наталия Гайда - мудрая, легкая, ироничная, самоироничная и невероятно талантливая.
Не юрист
Родилась Наталия Викторовна Гайда 1 мая 1939 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Будущая звезда белорусской театральной сцены окончила Свердловский юридический институт имени Руденко по специальности «правоведение». Однако, будучи на третьем курсе, Наталия Гайда подала документы в Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского в Свердловске и поступила. Так и училась в двух вузах.
Сценическую карьеру молодая певица начала еще на четвертом курсе, тогда она выступала в Свердловском театре оперы и балета имени Луначарского. За время работы в театре артистка исполнила более 10 оперных партий в операх Верди, Россини, Глинки, Чайковского, Пуччини, Моцарта.
В 1969 году она вместе с мужем Юрием Бастриковым, в будущем народным артистом Беларуси и ее неизменным спутником жизни (они прожили в браке 47 лет), получила приглашение из Минска и продолжила свою профессиональную деятельность на сцене Государственного театра оперы и балета Беларуси.
Но ее легкое лирико-колоратурное сопрано как нельзя лучше подходило для оперетты, именно в этом жанре перед артисткой открывались широкие творческие перспективы. Поэтому в 1970 году она приняла решение перейти в Государственный театр музыкальной комедии БССР (ныне Белорусский государственный академический музыкальный театр). Именно на его сцене Наталия Гайда получила известность и признание, став звездой белорусской оперетты. В творческом репертуаре артистки более 40 ведущих партий в классических опереттах, музыкальных комедиях и мюзиклах. Она создала целую галерею ярких, колоритных, запоминающихся образов - цветочница Виолетта в «Фиалке Монмартра», гордая Одетта в «Баядере», блестящая Сильва в одноименной оперетте Кальмана, остроумная Розалинда в «Летучей мыши» Штрауса, страстная, порывистая Зорика в «Цыганской любви» Легара и другие. Отдельную значительную страницу в творческой биографии актрисы занимают образы, созданные в музыкальных спектаклях по произведениям белорусских композиторов Юрия Семеняко, Григория Суруса, Андрея Мдивани, Евгения Глебова, Владимира Кондрусевича.
Успеть все
Свой профессиональный опыт и вокальное мастерство артистка на протяжении более 20 лет передает ученикам. В качестве педагога по вокалу сотрудничает с Уральской государственной консерваторией имени Мусоргского, Белорусской государственной академией музыки, Белорусской государственной академией искусств, Белорусским государственным университетом культуры и искусств. Ее рабочий день начинается в 6 часов утра, в 11 - уже репетиция, после обеда небольшой перерыв, снова репетиция, вечером - концерт или спектакль. Выглядит певица подтянутой, безупречно ухоженной. Она по-прежнему красива и молода.
ЦИТАТЫ
«Я говорила дочери: «Настюша, если мальчики сидят, а ты остановилась рядом - ты должна сесть. Если нет - уйди, нельзя стоять перед мальчиком».
Насчет отношений мужчины и женщины советовала так: «Даже когда ты выйдешь замуж, будешь женой, это не значит, что тебе в жизни уже никто никогда не понравится. И, может быть, ты будешь испытывать сильные чувства. Но, если у тебя крепкая семья, это надо побороть. Спроси себя: «Зачем мне это, если все это у меня есть дома?»
«Мы должны не только соответствовать нашим зрителям, но и быть немного впереди. Чтобы зрителя покорить, мне кажется, артист должен всегда играть как в последний раз. Наверное, современный театр - это тот, который сегодняшнего зрителя цепляет, а иначе это не искусство».