Признаюсь вам, дорогие читатели, что я редкостная спорщица. Такая уж у меня мерзкая натура… Как слышу или вижу какую несправедливость, так и давай спорить. Нет, поверьте, я знаю, что молчание – золото, и во многих ситуациях можно избежать проблем, стоит лишь закрыть свой рот и промолчать, но не могу… Так и рвется из меня наружу «правда-матка». Потом, случается, жалею о вставленных «пяти копейках» (а бывает и рубле), обещаю себе более этого не делать, заниматься йогой, чтобы воспитывать в себе дух сдержанности, но пока борьба с собой плодов не приносит.
Вот и недавно смачно поспорила с хорошей знакомой. Та является ярой сторонницей интернациональной культуры. Правда, я лично считаю, что она поддерживает американкую культуру, но подруга уверяет, что это общечеловеческие ценности. Нет, поверьте, я всеми руками за общечеловеческие принципы: за мораль и нравственность, любовь во всем мире, дружбу и заботу, толерантность и терпимость, но художественная культура Голливуда во всех ее проявлениях, на мой субъективный взгляд, это все же не совсем из той песни.
Спор начался из-за… женщины-кошки… Честное слово, так и было. Подружка заверяла, что герои Голливуда, всякие там супермены, человеки-пауки, стрелы и женщины-кошки – это и есть интернациональный образ Человека-борца за справедливость. Кстати, я любительница всяких там фэнтези. Честное слово. Вот только придерживаюсь мнения, что всякие там национальные герои являются воплощением менталитета определенного народа. Просто у очень молодой нации, американцев, своих исторических сказочных героев нет. Они их придумали. И за это их не стоит осуждать. Наоборот, у них нужно поучиться.
У нас, белорусов, есть свои легендарно-сказочные персонажи. Всякие там цмоки, волаты, вужанки, злыдни и зазовки, хихитуны и чаргавы. Вот только мы их подзабыли. А зря. Фольклорное наследие наши предки оставили нам богатое. Есть чем и гордиться, про кого фильмы снимать.
Плавно от женщины-кошки (будь она неладна) перешли мы на «бульбу»…
— У нас кроме дранников и блюд-то особенных, национальных нет, — подруга ж моя спорщица не меньшая. – А кто их ест? А вот пиццу, бургеры, сэндичи – знают все…
Вот же кривда. Вот же несправедливость. Вот же апофеоз незнанию своего наследия.
Неудивительно, что из-за того, что мы все больше утрачиваем свои корни, многие представители молодежи тоже так думают. Будем переубеждать.
Белорусская кухня славится аппетитными и сытными, но при этом довольно простыми блюдами. Она формировалась довольно долго: на протяжении нескольких столетий. А ее своеобразие определяется, прежде всего, климатическими условиями. Но определенное влияние также оказало и расположение, ведь наша страна, по сути, находится практически на границе нескольких геополитических регионов, на нее воздействовали разные культуры, поэтому тут прижились разнообразные традиции, в том числе и кулинарные.
Начнем с первых блюд. Кроме супа (а его как такового и не было) наши предки были любителями всяких холодников. С последними понятно. А вот что вам известно про жур? Это блюдо имеет несколько вариантов приготовления, но основа всегда одна, она представляет собой овсяную цежу – процеженный раствор овсяной муки. Жур бывает молочным, мясным или постным. А еще наши предки ели грыжанку: ее готовят из брюквы, лука, моркови, картошки, вяндлины и сала. Это очень калорийное блюдо и обычно готовилось зимой, перед Великим постом. Не редкость на столе был гарбузок – суп из тыквы, лука, сыворотки, вяндлины, сметаны и сала с добавлением петрушки и укропа.
А вы суп, суп…
Картофель, однажды войдя в рацион наших предков, прочно там обосновался. Но одними драниками дело не обошлось. Всем известны жаринка и бабка, а вот таркованку подзабыли. Это блюдо из таркованой (толченой) массы с добавлением свиного сала, молока, сухих фруктов, лука и перца. А теперь, как Тося из «Девчат» начну перечислять далее: капытка – это что-то вроде небольших жареных оладий, некоторое время выдержанных в подсоленном кипятке; галки – отварные и потом обжаренные шарики с начинкой, приготовленные из клинкованной картофельной массы; цирбики – жареные картофельные шарики из клинкованной массы и, наконец, гульбишник – блюдо, напоминающее русское картофельное пюре. От обычного пюре отличается прежде всего тем, что в него вводят для повышения клейкости муку (ржаную или пшеничную), кроме того, гульбишники сдабривают либо молочными, либо растительными жирами, а также яйцами. Также наши предки уважали творожно-сметанный гульбишник, запеченный в печи до консистенции запеканки.
Ой, чуть не забыла, мочанку – классическое белорусское блюдо. Название пошло от способа поедания. Блины нужно макать в мочанку. Это сытное и вкусное блюдо, представляющее собой густую подливу из разных видов мяса. В классическую мочанку входят: свиные ребра, домашняя колбаса, копчености (грудинка) и сало. Готовится мочанка так. Свиные ребра обжариваем на сковороде на растительном масле. Его нужно влить немножко, так как ребра и колбаса дадут свой сок. Добавляем немного воды и тушим минут 15. Мясной бульон со сковородки сливаем, и на его основе готовим мочанку, добавив в него муку, обжаренный лук, соль и зелень. По консистенции соус очень напоминает знаменитый Бешамель (и кстати, соус придумали в ХVII веке, а белорусы уплетали его еще в эпоху раннего средневековья. Ни дать – ни взять, у предков наших рецепт сперли). В готовую мочанку кладем мясо, и вуаля! Подают мочанку с блинами. Пальчики оближешь!
И на десерт… Кулага – традиционная сладость. В основу кулаги входят разнообразные ягоды (ежевика, черника, малина, черемуха и т.д.). Лесные ягоды проваривают на маленьком огне, пока они не разварятся. Потом добавляют муку (с водой) и сахар. Варить до консистенции киселя. Подается кулага с блинами или белым хлебом.
И это еще далеко не все. Налисники, крупеня, клецки, верещака, сбитень, наконец.
Да, соглашусь, что в этих блюдах мало гурманской эстетики, зато они родные, вкусные да животу приятные.
И вообще, прежде чем расхваливать всякие там шиокара, спросите у своего желудка, что ему полезнее. Ведь уже доказано, что еда предков приносит куда больше блага, чем экзотические инновации, ведь в наши присмаки вложена душа народа…
Анна МАРМУЗЕВИЧ
Признаюсь вам, дорогие читатели, что я редкостная спорщица. Такая уж у меня мерзкая натура… Как слышу или вижу какую несправедливость, так и давай спорить. Нет,...