«Чаще нарушают опытные водители». Руководитель службы каршеринга - об особенностях сервиса в Беларуси
28.06.2019 11:24
—
Разное
|
Еще два года назад каршеринг был для Беларуси какой-то непонятной экзотической штукой. Но уже сейчас в Минске работают четыре оператора. Мы встретились с Ниной Метельской, руководителем самой молодой компании, чтобы узнать, зачем Минску еще одна служба и что вообще происходит на рынке каршеринга. И снова «полоседаны»— До того, как выйти на рынок, мы проводили исследования, изучали ситуацию. Городам-миллионникам нужен 1 автомобиль на 1000 жителей, а крупным мегаполисам 1 на 500. У нас пока 60 машин, но к концу года доведем их количество до 150. То есть существующие каршеринговые компании пока не покрывают потребности города. Но это не значит, что можно выходить на рынок без какой-то маркетинговой стратегии. Мы все равно хотели донести какую-то свою особую философию — создать добрый каршеринг, удобную и комфортную услугу. Проводили опросы пользователей, выбирали, какой автомобиль предложить. И хотим донести идею, что каршеринг — это что-то такое доброе, приятное, всегда рядом. Есть у людей какая-то негативная установка по поводу каршеринга. Ничего нового в плане выбора автомобилей для каршеринга в компании не придумали. Основу автопарка будут составлять седаны Volkswagen Polo исключительно с автоматической коробкой передач. Этот автомобиль все еще входит в тройку самых продаваемых на рынке, да и пользователи к нему привыкли. — При расширении парка будут добавляться автомобили других марок, но начать решили с того, что уже известно пользователям. Тяжело ведь пересаживаться в автомобиль, который не знаешь. По крайней мере, девушки точно не любят садиться за руль нового, незнакомого авто, и выбирают то, что они уже знают, — говорит Нина Метельская. Нарушают опытные водители— Практика показала, что теория зачастую может отличаться от реальности. Мы долгое время сомневались, стоит ли принимать пользователей без опыта вождения, которые недавно получили права. Было принято решение рассматривать таких кандидатов и в ряде случаев допускать их к пользованию сервисом. Но на практике оказалось, что самые проблемные клиенты — в возрасте 21−26 лет. Уже было несколько аварий, превышения скорости именно в этом возрастном диапазоне. Нарушают чаще те, кто уже считает себя опытным. Нина Метельская говорит, что 90% аудитории и даже чуть больше — это мужчины. Но те девушки, которые пользуются сервисом, хорошо разбираются в автомобилях и даже зачастую превышают скорость не меньше, чем мужчины. Договор не читают, и это проблемаСоставляя правила пользования сервисом, в компании ориентировались на российские сервисы, такие как «Белка Кар». У них достаточно лояльные правила, но при этом учтены все нюансы. Но чем больше мелочей, тем более объемным получается сам договор. И это порождает понятную проблему. — Зачастую пользователи не читают договор, даже в той части, которая касается ответственности, что очень важно. Мы думаем над тем, как заставить водителей читать правила сервиса. Может быть, какими-то сообщениями доносить, пуш-уведомлениями, работать через социальные сети. Чтобы человек не испугался ответственности или штрафов, но понимал четко, что какие-то вещи делать не стоит. Да, договор выглядит устрашающе, но практически у всех такие условия — достаточно жесткие. Хотя в реальной жизни наши каршеринговые компании крайне редко выставляют максимально возможные штрафные санкции. Мы, например, стараемся звонить, предупреждать, не доводя до суровых наказаний. У каждого пользователя есть персональная карточка, куда заносятся нарушения. Если было три незначительных нарушения, мы просто предупреждаем, даем шанс. Но когда рейтинг «-3», то мы вынуждены блокировать пользователя. Нина Метельская напоминает, что в договоре есть запрет на перевозку тяжелых и крупногабаритных вещей — мало ли пользователь что-то поцарапает или сломает. Но был случай, когда пользователь сделал пять рейсов из строительного магазина домой. Возил цемент. В итоге машина, конечно, вся была в цементной пыли. Позвонили клиенту и попросили больше никогда так не делать. — Очень хотелось бы отметить пункт договора, который запрещает передавать управление каршеринговым автомобилем другому лицу. Это с нашей позиции расценивается как угон и является грубейшим нарушением условий договора. У нас такие случаи уже были. Даже жене нельзя отдавать авто. С ней у нас нет никаких договорных отношений. Даже если вы сидите рядом, а жена управляет автомобилем, это неприемлемо. В случае ДТП или еще какого-то спорного момента вся ответственность ложится на вас, и штраф большой. Так что лучше этого не делать, — предупреждает Нина Метельская. В компании отмечают три самых популярных нарушения — это передача управления, несоблюдение скоростного режима и курение в салоне. С последней проблемой предполагают бороться путем установки в салоне датчиков дыма. — Это не для выявления и поиска нарушителя, а чтобы человек, зная о датчике, в принципе не курил в машине. Для нас главное, чтобы следующий клиент чувствовал себя комфортно. Каршеринг — это по сути общественный транспорт, и мы им хотим стать по степени доступности. Никто же не курит в троллейбусе, так почему люди не понимают, что и в машине каршеринга курить тоже нельзя? Электронные сигареты, кстати, тоже нельзя курить. Глицерин в их составе испаряется и потом оседает на стеклах и виде жирной пленки, — объясняет Нина Метельская. Больше машин — больше мест для завершения аренды— Пользователи часто просят открыть новые места для завершения поездки. Мы только за, но в нынешних условиях, когда машин мало, пока не можем это себе позволить. Хотя с удовольствием бы разрешили завершать проездки хоть по всей Беларуси. Но если мы так сделаем, то потом будет тяжело найти машину в центре. А суть каршеринга в том, чтобы, выходя из офиса, вы могли быстро найти автомобиль, на котором доберетесь домой. Аэропорт Минск-2 в скором времени введем в тестовом режиме, — объясняет Нина Метельская. Молодым и прогрессивным не нужен свой автомобильНынешняя молодежь поколения миллениалов немного по-другому смотрит на вещи. Для них нет понятия «главное — свое». И покупка личного автомобиля не находится в списке жизненных приоритетов. Это очень большая часть пользователей каршеринга. Мыслить свободно и не привязываться к вещам — это тренд последних лет. Типичная аудитория пользователей каршеринга — молодые люди возрастом 25−35 лет. — Мы не пытались смотреть на кого-то и копировать. Мы просто делали по-своему. Например, у нас даже в службе поддержки операторы не имеют какого-то скрипта — схемы ответов на вопросы. Они стараются быть человечными, открытыми, используют в переписке какие-то смешные стикеры. Мы скорее становимся таким фан-клубом, нежели технической поддержкой. Мы сделали зеленые автомобили, потому что хотим обратить внимание на проблемы окружающей среды, экологии. Чем меньше люди покупают собственных автомобилей, чем больше пользуются каршерингом — тем лучше. Для нас это очень важно, чтобы было меньше автомобилей. Несмотря на стремление к экологичности, в службе каршеринга нет ни одного электромобиля. И этому есть свое объяснение. — Если бы у нас все автомобили в каршеринге были электрическими, то где бы мы все заряжались? Пока это просто невозможно. Мы рассматривали такой вариант, но в нынешних условиях, несмотря на растущее количество зарядных станций, это пока невозможно. Но в будущем, конечно, мы вернемся к рассмотрению варианта с покупкой электрокаров, хотя они и не будут составлять основу всего парка. На этот год у нас упор на пополнение основного парка, но в следующем, может быть, и появятся хотя бы несколько электромобилей. Одна из отличительных особенностей нового сервиса — пользователям разрешается оставаться в автомобиле в режиме парковки или ожидания. — Мы подумали так — если на улице холодно, а вы ждете друга, то что, стоять на морозе и мерзнуть? Или жена забежала на несколько минут в магазин. Почему вы не можете сидеть в автомобиле? Главное — не слушать музыку, не пытаться открыть дверь, иначе система это распознает как попытку проникновения снаружи. Бывает, мы видим, что автомобиль «зависает» где-то в лесу или на дальнем пляже Минского моря. Все-таки аудитория у нас довольно молодая, это нормально. Мы звоним, интересуемся, может, какие-то проблемы. Обычно в ответ говорят что-то шутливое, мол, мы тут ходим фотографируемся или грибы собираем. Пару лет будет ездить бесплатноВ каждой службе каршеринга существуют бонусные программы, которые стимулируют приглашать в сервис новых пользователей. Некоторые предприимчивые и настойчивые клиенты творят чудеса. — У нас был рекорд — пользователь пригласил в сервис 384 человека и заработал 2300 бонусных баллов для себя. То есть он может ездить бесплатно пару лет. Смысл в чем — при регистрации вы получаете промокод, которым делитесь со своим другом или знакомым. Если он регистрируется в сервисе и совершает первую поездку более одного километра, вы получаете 6 бонусных баллов. И вот так один пользователь пригласил 384 человека, которые совершили поездки. За каждого из клиентов он получил 6 бонусных баллов. Вот и считайте. Мы не знаем, как он это сделал, но ничего против не имеем. Мы даже шутили, что если у него сумма бонусов превысит стоимость автомобиля — то мы ему просто подарим машину. Но это шутка, потому что каршеринг против личных автомобилей. И мы не собираемся как-то ограничивать пользователя. Он воспользуется всеми своими баллами. Для развития нужна поддержка государства— Есть проблема, что для каршеринговых машин нет никаких преференций. В Москве есть скидки на парковки для авто каршеринга. А у нас — ничего. Да, вы можете оставлять машину в зонах платной парковки в городе, но эти расходы покрывает каршеринговая компания. Город никаких поблажек не предоставляет. А ведь каршериновая машина долго не занимает парковочное место — приехала и через пять минут уехала. При должной поддержке именно каршеринг позволил бы разгрузить город от автомобилей. Но отказ от личного авто нужно стимулировать какими-то мерами. Но пока минским каршерингам с этой задачей приходится справляться самим. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Директор нового сервиса каршеринга рассказала об особенностях работы в Беларуси и самых частых нарушениях пользователей.
|
|