«Люди ошибаются и болеют». Почему наниматели заменяют людей роботами и произойдет ли это с вами
02.09.2019 09:48
—
Разное
|
В последнее время все чаще слышны новости о том, что вместо людей вполне успешно и самостоятельно работают компьютеры, причем в самых разных сферах. Роботы FINANCE.TUT.BY расспросил экспертов о том, какие сферы больше всего подвержены автоматизации, кто из-за нее может остаться без работы и что делать, чтобы этого не произошло. «В зоне риска — 30% рабочих мест». Как автоматизация повлияет на рынок труда в ближайшие 15 лет?Недавно Банк БелВЭБ разослал своим сотрудникам письмо, в котором объявил о грядущей оптимизации кадров. Об этом — Например, мы видим, что люди все больше пользуются мобильным приложением для совершения разных операций, и даже в интернет-банке количество операций сокращается и скоро станет статистической погрешностью, — говорит Вячеслав Скорбеж, директор по коммуникациям Альфа-Банка. — Тем не менее для нашего банка сокращения в данный момент неактуальны, потому что за последние три года в количестве клиентов он вырос в три раза. Также мы не видим необходимости, например, уменьшать количество отделений. Наша практика показывает, что люди все равно продолжают в них ходить, но теперь не для того, чтобы пополнить счет или погасить кредит, а чтобы получить консультацию по какому-то вопросу. По прогнозам экспертов, банковская сфера — одна из первых, которых заметно затронет цифровизация бизнеса. В прошлом году крупная консалтинговая компания PwC выпустила Ко второй волне алгоритмы научатся не только вести подсчеты, но и принимать простые решения. Кроме того, появится больше программ, которые будут работать автономно. Под ударом вновь окажется финансовый и страховой сектор, помимо них будут затронуты производство, транспортная и складская деятельность, некоторые административные должности. И, наконец, к третьей волне физический труд будет полностью автоматизирован, а алгоритмы научатся принимать решения в режиме реального времени и с учетом изменений ситуации. Помимо уже перечисленных сфер третья волна затронет еще и строительство, оказание коммунальных услуг и управление транспортными средствами. Каждая из этих стадий по-своему повлияет на занятость. Если во время первой волны в высокой зоне риска будут находиться в среднем 3% рабочих мест, то ко второй эта доля вырастет до 20%, а к третьей — до 30%. Эти цифры заметно отличаются по регионам и странам. Беларусь в исследование не попала, но зато в нем есть наши соседи — Россия, Литва и Польша. По прогнозам экспертов, в России во время первой волны автоматизации в высокую зону риска попадут 2% рабочих мест, во второй — 12%, в третьей — 23%. И это еще «хороший» результат! Например, в Польше в первой волне под угрозой будут находиться 2% рабочих мест, во второй — 18%, в третьей — 33%. У Литвы результат еще хуже: 4%, 26% и 42% соответственно. Из всех стран, рассмотренных PwC, больше всего от автоматизации пострадает Словакия, меньше всего — Южная Корея. — Этот прогноз (потери рабочих мест. — Прим. ред.) варьируется от 20−25% в восточноазиатских и скандинавских странах, где средний уровень образования достаточно высок, до более чем 40% в странах Восточной Европы, где большая доля занятости по-прежнему приходится на промышленное производство, которое проще автоматизировать, — комментируют авторы исследования. Помимо места жительства влиять будут также уровень образования, возраст и пол работников. — Для тех, у кого есть высшее образование, риски от автоматизации значительно ниже, чем для тех, у кого его нет. Более образованным людям проще подстроиться под технологические изменения. Также они с большей вероятностью будут занимать высокие менеджерские позиции, на которых по-прежнему будет нужна человеческая оценка, а также заниматься созданием и контролем искусственного интеллекта. Кроме того, благодаря росту продуктивности у таких работников могут повыситься зарплаты, — рассказывают эксперты PwC. — В разных возрастных группах различия выражены не так ярко, хотя некоторые возрастные работники могут почувствовать, что им тяжелее перестраиваться и переучиваться. Особенно это будет касаться мужчин со средним уровнем образования по мере того, как мы будем продвигаться к автоматизации физического труда и управления транспортными средствами, потому что доля мужчин в этих сферах достаточно велика. Женская рабочая сила больше пострадает в первых волнах автоматизации, которые затронут административные позиции. В противовес некоторым предсказаниям мы не верим, что к 2030-м автоматизация приведет к более высокому уровню безработицы, чем было в течение десятилетий с момента начала цифровой революции. Тем не менее она полностью изменит рынок труда. «Персонал — дорогой и ненадежный ресурс: люди могут ошибаться, увольняться, болеть»Беларусь от мировых трендов не отстает: наш рынок труда тоже будет испытывать все большее влияние современных технологий. — Цифровизация, автоматизация, роботизация — это то, что сейчас стоит во главе угла в любом бизнесе, который идет в ногу со временем, — говорит Ольга Надточаева, руководитель коммуникационных и исследовательских проектов консалтинговой группы «Здесь и Сейчас». — Во-первых, мы живем в супертехнологичном мире. Если раньше в него приходили новые технологии, то теперь продолжают приходить новые и одновременно устаревать предыдущие. И скорость изменений постоянно возрастает. Во-вторых, наша жизнь плавно переходит в онлайн, и это тоже очень видоизменяет рынок труда. И в-третьих, персонал — это в принципе очень дорогостоящий и крайне ненадежный ресурс. Люди могут ошибаться, приходить и увольняться, болеть. Человеческий фактор всегда очень сильно влияет на бизнес. Поэтому если предприятие сконцентрировано на повышении скорости выполнения операций, снижении зависимости от использования человеческих ресурсов, удешевлении стоимости продукции, то оно в наибольшей степени будет ориентировано на автоматизацию некоторых процессов. Эксперт перечисляет сферы, наиболее подверженные автоматизации в Беларуси и уже столкнувшиеся с ней. Это промышленность, медицина, сервисы, торговля, медиаресурсы, логистика, связь и коммуникация, управление транспортными средствами. — Под ударом в первую очередь находится деятельность, связанная с некими повторяющимися алгоритмами. Если действие может быть разбито на четкие системные алгоритмы, соответственно, оно может быть автоматизировано, — продолжает Ольга Надточаева. — В зоне риска находятся в первую очередь профессии, связанные со всеми видами покупок и сервисов: продавцы, кассиры, специалисты по работе с клиентами, диспетчеры. В этих процессах уже идет тренд на минимизацию участия человека. Как давно вы были в банке, чтобы совершить какую-нибудь операцию, или покупали билет в кассе, а не онлайн? А это тоже были специалисты, спрос на которых на рынке труда значительно снизился. Тем не менее Ольга Надточаева считает, что говорить о том, что какие-то профессии умрут, нельзя — «это просто лозунг, чтобы привлечь внимание к проблеме». — Устаревают не сами профессии, а навыки. Условия постоянно меняются, соответственно, требуются некие новые умения, чтобы справиться с изменившимся характером и объемом работ, — объясняет свою позицию Ольга Надточаева. — Особенно тяжело справляться с реалиями нового рынка тем людям, которые всю жизнь посвятили одной профессии. Например, с развитием новых технологий сокращается занятость сервисных инженеров в телекоммуникациях. Человек мог отучиться на инженера связи, проработать всю жизнь, стать первоклассным специалистом или руководителем, постоянно повышать квалификацию — а потом его сокращают в 50 лет. Что ему делать до пенсии еще одиннадцать лет? Инженеру пойти работать на стройку, продавцом, дворником, швеей? Вот это на самом деле очень страшно. И это будет происходить все чаще во многих сферах. По мнению эксперта, развитие робототехники и автоматизация во всех областях приведут к высокой востребованности таких специалистов, как конструкторы, дизайнеры, архитекторы, технологи, IT-специалисты, сервисные инженеры, специалисты по информационной безопасности. — Также будут нужны квалифицированные преподаватели во всех этих областях, — добавляет Ольга Надточаева. — Постепенно будет расти спрос на гибридные специальности. Человек должен будет иметь фундаментальные знания в нескольких областях: например, дизайне и робототехнике или медицине и программировании. Тренд, о котором задумываются везде, даже у нас, — это базовые навыки программирования для всего населения, в том числе включение таких дисциплин в школьную программу. К слову, тренд на автоматизацию и цифровизацию изменит не только рынок труда, но и систему образования. — Технологии развиваются с такой скоростью, что идея получения высшего образования как успешной основы для дальнейшей профессиональной деятельности тоже устаревает. Сейчас для специалистов любого уровня действует концепция обучения в течение всей жизни (long life learning). Нельзя сказать, что в современном мире некое базовое образование — это залог успеха в будущем. Постоянное обучение новым знаниям и навыкам, совершенствование своих компетенций — вот залог успеха в будущем, — уверена Ольга Надточаева. — В советские годы высшее образование стояло во главе угла, потому что оно давало преимущество и было труднодоступно. Высшее образование мог получить либо талантливый человек, либо мотивированный, который очень хотел профессионально развиваться и идти по карьерной лестнице. Получить руководящую позицию в принципе было нельзя, если у тебя не было высшего образования. В результате высшее образование стало самоцелью, доказательством своей состоятельности. Сейчас каждый родитель видит свою миссию в том, чтобы его ребенок получил высшее образование. Но в настоящем мире оно постепенно теряет свою ценность, особенно для работодателей. Думать, что ты один раз отучился и этого хватит на всю жизнь, — это в корне неправильная позиция. Позиция «окончи вуз, а там куда-нибудь устроишься» больше не работает. Развитие способностей, профессиональное самоопределение должно начинаться намного раньше вуза и не останавливаться с его окончанием. А те, кто в 11-м классе ломает голову, куда же им подать документы, а не в какой профессии развиваться, вообще рискуют остаться за бортом востребованности на рынке труда. «Появляется софт, который сам пишет код». Роботы заменят даже айтишников?Сфера, которую по мере развития технологий ждет только лучшее, — это IT. В конце концов, именно айтишники изобретают те самые программы, которые будут работать вместо всех остальных. Здесь тоже есть свои тенденции. — Самые перспективные направления в IT — это искуственный интеллект (artificial intelligence), машинное зрение (machine vision) и «большие данные» (big data), создание многочисленных мобильных приложений под Android, iOS. Все это — наша новая реальность, — рассказывает Игорь Кочетов, директор кадрового агентства KIAT, которое активно занимается подбором персонала в сфере IT. — Есть еще перспективные «железные» хайтек-проекты: зеленая энергетика, аккумуляторы большой мощности, интеллектуальные приборы и так далее. Все это будет востребовано в ближайшем будущем. Беларусь здесь не отстает, у нас сейчас есть много проектов в этих сферах. Дело в том, что наши компании во многом обслуживают проекты мировых корпораций, а значит, идеи и инвестиции идут оттуда. При этом, говорит Игорь Кочетов, специалистов, которые могли бы работать на таких проектах, в стране категорически не хватает. Во многом это связано с уровнем белорусского IT-образования. — Если представить IT-специальности в виде пирамиды, то на ее нижних, самых низкооплачиваемых уровнях будет много людей, которые пришли не только из специализированных вузов, но и со стороны, окончив различные курсы. Выше находятся профессионалы, которые окончили IT-вузы, — объясняет Игорь Кочетов. — Проблема в том, что сейчас в белорусском IT-образовании кризис. Государственная система образования не успевает за многочисленными IT-языками и технологиями. Кроме того, можно говорить о невысокой мотивации преподавателей с небольшой зарплатой, обучающих, например, старшекурсников, которые уже работают по специальности и получают неплохие деньги. К счастью, здесь хорошо работают крупные IT-компании, которые обучают студентов. Получается, белорусское IT-образование поддерживается средствами клиентов и заказчиков наших компаний. Следующая тенденция наверняка придется по душе гуманитариям: IT-компаниям все чаще бывают нужны люди, которые не заняты непосредственно в создании софта. — Касается это в первую очередь продуктовых компаний, которые производят собственный продукт и должны куда-то его продавать. Для этого нужны специалисты по продажам, успешные коммуникаторы, специалисты по работе с клиентами со знанием английского. А ими может стать практически любой коммуникабельный человек, — объясняет Игорь Кочетов. — Появляются и другие специальности, не связанные с IT напрямую: например, маркетологи, бизнес-аналитики. Сейчас некоторые зрелые белорусские компании в своей естественной эволюции постепенно переходят от аутсорсинговой модели к продуктовой, и это означает, что востребованность таких специалистов будет расти. Вместе с тем расслабляться айтишникам не стоит. Есть риск, что в ближайшем будущем и в этой сфере могут исчезнуть самые простые рутинные специальности. — В первую очередь это простая кодировка. Перевод на машинный язык тоже автоматизируется. Проще говоря, появляется софт, который сам пишет код, — говорит Игорь Кочетов. «Старая система образования не предполагала общения с людьми, но теперь мы видим, что это неэффективно»Эксперты сходятся во мнении, что один из способов выстоять против автоматизации и сохранить работу — это развивать в себе именно человеческие качества, которые никаким компьютерам пока не под силу. Речь идет о так называемых «мягких навыках» — soft skills. — Навыки, которые понадобятся любому человеку, — это умение работать с большими объемами информации и данных, системность, структурированность, организованность, критичность, дизайн-мышление, скорочтение. Словом, каждому стоит развивать свои когнитивные навыки и soft skills, что будет востребовано в любой специальности. Даже если мы столкнемся с повсеместной автоматизацией, то управление этими процессами все-таки останется за человеком, — объясняет Ольга Надточаева. Бизнес-тренер и руководитель направления soft skills бизнес-школы «Здесь и Сейчас» Александра Егорушкина выделяет несколько категорий навыков, которые в эпоху машин будут особенно цениться в работниках. — Первая — это навыки, связанные с мышлением: критическое мышление, креативное мышление, умение комплексно подходить к решению задач, понять, чего не хватает в ваших знаниях и где можно эту информацию добыть, способность оценить, насколько успешно была решена та или иная задача, — перечисляет Александра Егорушкина. — Вторая группа — это навыки, направленные на взаимодействие с людьми. Здесь во главу угла я бы поставила эмоциональный интеллекет. Ни одно решение невозможно принять без эмоций, без них же невозможно выстроить никакую коммуникацию. Соответственно, эмоциональный интеллект — это умение понять себя, других людей, мотивы их поступков, спрогнозировать развитие ситуации в плоскости отношений. Очень важно умение видеть суть в разговоре, ответить на заданный вопрос и самому задавать вопросы, которые помогли бы добраться до сути. Нередко в разных компаниях я провожу такой эксперимент: захожу в какой-нибудь отдел и спрашиваю, когда будет готова определенная задача. В ответ можно услышать множество разных интерпретаций — от «мы уже делаем» до «нас об этом не просили». Но ничего из этого не отвечает на вопрос «когда?». В качестве третьей группы навыков Александра Егорушкина называет гибкость и обучаемость. — Тренд на автоматизацию влечет за собой постоянные перемены: получение новых знаний, смена компаний, должностей, сфер деятельности. Сопротивление переменам сильно влияет на наше эмоциональное состояние, вызывает тревогу и страх. То, надолго ли человек застрянет в этих состояниях, зависит от его способности к адаптации, поэтому в основе гибкости в том числе лежат способности эмоционального интеллекта. Более гибкие люди могут быстрее интегрироваться в новые условия с меньшей потерей времени, денег и имиджа, — комментирует Александра Егорушкина. И, наконец, еще одно качество, которое поможет людям конкурировать с компьютерами, — это ответственность. — По сравнению с суперточными машинами, которые не откажут и сделают то, что им сказали, люди, не способные взять на себя ответственность за свои действия, будут заведомо в проигрыше, — поясняет Александра Егорушкина. Ольга Надточаева добавляет, что в западных странах сейчас большое значение имеет умение работать в мультикультурной среде. — Это знание иностранных языков и понимание национальных особенностей коллег из других стран, умение выстраивать с ними коммуникацию, — говорит Ольга Надточаева. — В прошлом году я была в офисе Microsoft в Чехии, где мне рассказали о двух ключевых задачах компании в управлении персоналом: это поддержание высокого уровня вовлеченности персонала в рабочий процесс и кросс-культурные и междисциплинарные коммуникации. Это то, на чем в общем концентрируются эйчары крупных международных компаний. По словам Александры Егорушкиной, все эти качества нужно развивать в течение всей жизни. Если их не хватает, можно прибегнуть к помощи специализированных тренингов, книг, онлайн-тренажеров. — Безусловно, есть люди, у которых эти навыки развиты лучше. Но это зависит в первую очередь от среды, в которой рос и развивался человек. Раньше система образования была направлена в первую очередь на то, чтобы человек получал много знаний, умел выявлять причинно-следственные связи, находил правильные решения. Но та система образования не предполагала никакого взаимодействия с людьми, что и привело к такому дисбалансу «мягких навыков». В школах не было какой-то групповой работы с последующей презентацией итогов. На сегодняшний день мы уже понимаем, что это неэффективно. Однако если вы в свое время не приобрели этих навыков, это можно сделать и во взрослом возрасте, лучше всего — с участием тренера, который может дать вам обратную связь, что позволяет быстрее корректировать модели поведения, — советует Александра Егорушкина. Экономист: «Для экономики страшнее, если роботами нас заменять не станут»— На эту ситуацию можно посмотреть с двух сторон: с точки зрения экономики в целом и с точки зрения конкретного человека. С точки зрения экономики страшнее будет, если роботами нас заменять не станут, — уверен старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский. — Роботы и алгоритмы — это всего лишь технологии, повышающие производительность труда. Они чаще всего работают вместе с людьми, увеличивая продуктивность этих людей и, как следствие, повышая их зарплаты. Например, килограмм зерна во всем мире стоит одинаково. Его может вырастить либо американский фермер, который в одиночку обрабатывает целое поле с помощью различных сложных комбайнов, либо 100 белорусских фермеров с менее современной техникой. Но тогда каждый из них будет получать сотую часть от зарплаты американского фермера. Единственный способ выжить — это конкурировать, в том числе технологически. Как мы видим из истории, прогресс неумолим, и от него еще никто не пострадал. Скорее, наоборот: в итоге мы становимся богаче. Единственный, кто страдает в краткосрочной перспективе, — это человек, который теряет работу прямо сейчас. Для него это, безусловно, может стать локальной трагедией. В этом случае на помощь пострадавшим от цифровизации должно прийти государство. Эксперт подчеркивает: это необходимое условие для того, чтобы максимально сгладить возможные негативные эффекты. — Один из возможных инструментов государства — это субсидирование курсов и программ по переобучению востребованным специальностям. Также нужно информационное обеспечение, пропаганда каких-то профессий, которые нужны людям и не исчезнут, — предлагает Лев Львовский. — Конечно, должно быть повышено пособие по безработице до приемлемого уровня, чтобы человек мог позволить себе уволиться, пойти на те же курсы тестировщиков и найти новую работу. Существующее пособие сделать этого не позволяет. И еще один важный пункт — это помощь с релокацией. Например, в IT-секеторе создается много новых рабочих мест, а в аграрном секторе — не очень. Соответственно, если бывший аграрий захочет сменить профессию и сферу деятельности на IT, ему придется сменить еще и место жительства. Еще один возможный вариант, который предлагает Лев Львовский, — это искусственное замедление перехода на новые технологии. Но здесь нужно быть аккуратным и «не переусердствовать». — Конечно, можно запретить использовать роботов на каких-то производствах, чтобы сохранить рабочие места. Но тогда в какой-то момент наши работники начнут получать копейки, а производство переместится в другие страны, где автоматизация все это время не стояла на месте. Тем не менее этот процесс можно как-то замедлить и сгладить. Например, если ситуация требует сократить 500 человек, это можно делать постепенно, чтобы они не вышли на рынок труда одновременно. Но сильно затягивать не стоит, чтобы не потерять индустрию, — говорит Лев Львовский. В целом, по мнению эксперта, в глобальном смысле бояться цифровизации и автоматизации не стоит. — Человек на протяжении всей истории занимался автоматизацией труда. Наша жизнь сейчас значительно отличается от жизни 50 и тем более 100−200 лет назад. Куда пропали тысячи телефонисток или наборщиков текста с появлением более совершенной телефонной связи, компьютеров и принтеров? Они не умерли и не исчезли, им просто пришлось переучиться на другие специальности. Многие профессии умерли в течение ХХ века, и они будут продолжать умирать. Насколько тяжело пройдет этот процесс, будет зависеть от готовности самих людей адаптироваться к изменениям и от помощи государства, — подытоживает Лев Львовский. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
FINANCE.TUT.BY расспросил экспертов о том, какие сферы больше всего подвержены автоматизации, кто из-за нее может остаться без работы и что делать, чтобы этого не...
|
|