День сегодняшний и день завтрашний наших комбайнов. 21.by

День сегодняшний и день завтрашний наших комбайнов

03.09.2019 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В этом году два сельхозпредприятия района обновили парк зерноуборочных комбайнов тремя единицами (ОАО «Октябрь-Березки» – 2, ОАО «Липовка» – 1). К слову, последнее обновление комбайнового парка случилось шесть лет назад, тогда в хозяйства поступило 5 новых машин. Схема поставок общеизвестна: сначала уплатить первоначальный взнос, а остальную сумму погашать до 2027 года. Каждый комбайн марки КЗС-1218 стоит 282072 рублей или же примерно 800 тонн зерна.

В важной кампании по уборке урожая зерновых культур в стране было задействовано в этом году порядка 8390 единиц техники, в открытых акционерных обществах нашего района начинали уборку 35 комбайнов. Большую часть армады машин составили комбайны холдинга «ГОМСЕЛЬМАШ». Среди наших «затесался» лишь один зарубежный – российский «АКРОС».
Надо сказать, комбайны КЗС-1218 (330 л.с.), оснащенные двухбарабанной системой обмолота с предварительным ускорением подачи зерномассы, продолжают оставаться основной рабочей силой на белорусских хлебных нивах. С конвейера они сходят в различных модификациях, и последние их версии, включая КЗС-1624-1 (530 л.с.), применение которого оправдано в условиях более высокой урожайности.
Не будем особенно утомлять читателей техническими характеристиками нового комбайна, но некоторые данные любопытно знать. Его производительность в полтора раза выше прежних моделей, а по цене он в 2,5 раза дешевле импортной техники. Ширина захвата жатки – 9 метров, объем бункера – 10,5 куб.м, пропускная способность по хлебной массе – 16 кг/с. Практически все рабочие процессы автоматизированы, есть даже кнопочный переключатель передач.
В белорусском каравае-2019 есть существенный вклад этих машин, большинство из которых плодотворно трудилось на урожайных полях Брестской области. Всего к нынешней жатве «ГОМСЕЛЬМАШ» поставил белорусским сельхозпредприятиям 145 единиц зерноуборочной техники. На уровне Главы государства отслеживалась также работа первых восьми серийных газомоторных комбайнов КЗС-4118К в Гомельской области. Сегодня КЗС-4118К – единственный в мире зерноуборочный комбайн, двигатель которого работает на сравнительно дешевом топливе – метане.
На этом я уже поставил было точку, осталось отправить материал в набор. Как оказалось, рано. На мой взгляд, окончание, особенно для сельчан, будет еще одной возможностью окунуться в прошлое. А поможет нам в этом ветеран сельскохозяйственного производства Петр ЛАКОМЫЙ, с которым мы встретились 2 сентября во время торжественной линейки, посвященной Дню знаний в Ветковском УПК.

От «Нивы» до «ДОНа» и КЗС-10

Многие из механизаторов, кто сейчас работает на мощных КЗС и «Лексионах», начинали на «Донах». 18 сезонов отработал на нем и Петр Лакомый, а до этого прошел основательную практику на самом массовом агрегате 70-х годов прошлого столетия СК-5. Поэтому, об этих комбайнах знает все. Представляем ему слово:
– СК-5 – самоходный комбайн производительностью 5 килограммов зерна в секунду считается самым дешевым и неприхотливым комбайном в мире. Емкость бункера – 3 куб.м, двигатель в 100 «лошадок». Завод «Ростсельмаш» начал презентовать его в 1970 году. За более чем тридцатилетнюю историю выпущено 1 200 000 штук – рекорд. 1973, 1976, 1981, 1995-й – все эти годы комбайн продолжали совершенствовать. Добавляли новые механизмы и не снимали с конвейера.
Я получил новую машину в 1975 году. Условия работы были спартанские. Вентиляция не спасала от жары, а о кондиционерах и речи не велось. При этом следует отметить, что органы управления были удобны. Рулевая колонка перед комбайнером. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, слева сцепление и ручник. Справа от сиденья – рычаги и переключатели управления механизмами: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера.
Через каждые 9 лет технику списывали. Но не из-за того, что ломалась. Комбайн мог еще не один год проходить. Металл крепкий, детали сделаны на совесть. Однако у хозяйств тогда водились деньги для покупки новых комбайнов, которых выпускалось в достаточном количестве.
В «Нивах» не обходилось без недостатков, особенно понимали это после поездки наших людей в ГДР, в сравнении с немецкой техникой. Из кабины «Нивы» вечером выходишь – гул в голове. В росу продуктивность резко падала. Режущий механизм забивался. На наших заболоченных полях комбайн часто застревал. Завод-изготовитель не предусмотрел два прицепных. Установил только спереди, но подступиться получалось не всегда.
А мы пока сделаем паузу в рассказе Петра Лакомого и перенесемся в 1985 год. 14 марта газета «Известия» сообщала:
«… На главном конвейере по сборке машин «Ростсельмаша» вступила в строй вторая линия. Теперь обе ленты готовы к выпуску новых комбайнов семейства «Дон»… «Первая линия была пущена без остановки выпуска машин еще в ноябре прошлого года. Мы дали слово уже к открытию XXVII съезда партии выпустить первые сто «Донов». Поэтому никто не считался с выходными, когда требовалась подмога», – говорит старший мастер сборочного цеха Н.Колесников».
– Бесспорно, самым популярным в СССР считался комбайн «ДОН-1500», – продолжает мой собеседник. – «Ростсельмаш выпускал его в течении 20 лет, начиная с 1986 года. Если не ошибаюсь, в Хотимском лицее еще есть такая техника, а может уже списали. По дизайну он был мало похож на «Ниву», хотя оба самоходные. Функционально все просто: классическая схема обмолота, один барабан, соломотряс с пятью клавишами, но зато большой бункер и мощный двигатель. Сегодня эту технику знает каждый сведущий механизатор. Он вписан в историю как легенда.
Наш колхоз такой комбайн получил где-то в конце 80-х и доверили его мне. «Дон» оказался производительнее «СК-5» в два раза, ширина жатки увеличилась с 4 до 6 метров. Существенно увеличились заработки. «Доны» ломались редко. Ремонтировать кувалдой не приходилось. Отметил бы хорошо продуманную конструкцию жатки. Она реагирует на любые неровности рельефа и быстро устанавливается на комбайн. Из недостатков, – расположение двигателя в непосредственной близости от кабины.
На «Доне» я отработал 18 сезонов, еще несколько на КЗС-10. Судя по информации с уборки нынешнего года и их в наших хозяйствах остались единицы. На смену пришло новое поколение комбайнов.

Александр ЛЕЙЧИНСКИЙ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этом году два сельхозпредприятия района обновили парк зерноуборочных комбайнов тремя единицами (ОАО «Октябрь-Березки» – 2, ОАО «Липовка» – 1). К слову, последнее...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика