На Венере обнаружили гигантскую «стену» из облаков. 21.by

На Венере обнаружили гигантскую «стену» из облаков

06.08.2020 10:26 — Разное |

Эпическая волна планетарного масштаба пряталась в ядовитых облаках Венеры на протяжении десятилетий. Об этом пишет Science Alert со ссылкой на Geophysical Research Letters.

Изображение: Javier Peralta/JAXA-Planet C team

Глубоко в густых ядовитых облаках, окутывающих Венеру, происходит нечто странное. Гигантская и ранее неизвестная стена облаков планетарного масштаба перемещается на запад вокруг планеты каждые 4,9 дня — и, по-видимому, делает это по крайней мере с 1983 года.

Эта стена облаков может достигать 7500 километров в длину, простираясь через экватор как на север, так и на юг средних широт, на относительно небольших высотах от 47,5 до 56,5 километров. Это явление раньше нигде и никогда не наблюдалось в Солнечной системе.

Изображение: Javier Peralta/JAXA-Planet C team

Венера покрыта плотной атмосферой, почти полностью состоящей из углекислого газа, которая вращается в 60 раз быстрее, чем сама планета, создавая безумные ветры.

Здесь идет дождь из серной кислоты, и атмосферное давление на нулевой высоте почти в 100 раз превышает земное. Кроме того, на планете очень жарко — средняя температура на поверхности составляет 471 градус Цельсия.

При этом по атмосфере время от времени проходят огромные волны. Так, в 2015-м выяснилось, что над Венерой расположена стационарная дугообразная структура длиной 10 тысяч километров. Еще одну волну Y-образной формы обнаружили в 1960-х годах, а затем детально изучили при помощи зонда «Маринер-10» в 1974 году.

Но это еще не все. При изучении инфракрасных изображений, сделанных японским орбитальным аппаратом Венеры «Акацуки» в период с 2016 по 2018 год, группа исследователей во главе с физиком Хавьером Перальта (Javier Peralta) из Японского космического агентства (JAXA) обнаружила особенность, которая очень похожа на атмосферную волну, но находится на беспрецедентной высоте.

Тщательный анализ, а также изучение прошлых наблюдений показали, что эта особенность повторялась, но до сих пор оставалась незамеченной, по крайней мере, с 1983 года — ее можно уловить только в результате сбора наблюдений с помощью большого количества инструментов в течение определенного периода времени.

Исследователи обнаружили, что недавно обнаруженная волна может простираться на 7500 километров и совершать оборот вокруг планеты каждые 4,9 дня со скоростью около 328 километров в час. Это немного быстрее, чем облака на этом уровне, период вращения которых составляет около 5,7 дней.

Но до сих пор неизвестно, что вызывает данную волну. Это новое метеорологическое явление, которые не наблюдали на других планетах. Так что пока трудно дать «уверенную физическую интерпретацию».

Однако численное моделирование подсказало, что эта стена облаков могла быть порождена так называемыми волнами Кельвина, которые возникают в результате взаимодействия неровностей на поверхности планеты и движущейся атмосферы. Если это так, то ученые смогут объяснить, почему на поверхности Венеры так жарко, а ее атмосфера быстро вращается.

Астрономы попробуют подтвердить это или опровергнуть, наблюдая за явлением при помощи ряда наземных телескопов и инструментов «Акацуки».

По-видимому, это происходит по крайней мере с 1983 года.