Что знают белорусы о тех проектах по Восточному партнерству, которые власти уже направили в Еврокомиссию? Толком ничего. Представители третьего сектора, между тем, убеждены: пока эта информация будет закрыта от общества, партнерство не даст должного эффекта.
- Людям кажется, что ничего не
делается. И это плохо для всех: для государства, для
граждан, для Евросоюза. Именно гражданское общество могло
бы помочь государству в пропаганде среди населения
инициатив Восточного партнерства, - говорит представитель
Международной организации "ЕвроБеларусь" Влад Величко. -
А диалог с властями мог бы начаться с вовлечения
экспертного потенциала гражданского общества, который
сейчас зачастую не востребован.
Депутат: Гражданской анархии быть не должно
Представители третьего сектора Беларуси едины во мнении:
гражданское общество стран-партнеров в целом должно иметь
возможность влиять на программы Восточного партнерства.
- Это задекларировано в документах Еврокомисси, и было бы
весьма странным, если бы мы не использовали это во время
формирования принципов работы Форума гражданского
общества, - подчеркивает руководитель Ассамблеи
негосударственных демократических организаций Сергей
Мацкевич. - Хуже всего, если гражданское общество пустят
раз в год одним глазком взглянуть на то, как проходят
согласованные с властями проекты Восточного партнерства.
Гражданское общество настаивает на организации
постоянного мониторинга и контроля за сотрудничеством
белорусских властей и Еврокомиссии, а также на расширении
диалога третьего сектора с властями внутри страны. Между
тем, главный специалист отдела по обеспечению
деятельности комиссии по национальной безопасности Палаты
представителей Игорь Лапеко убежден, что у белорусского
гражданского общества и теперь немало возможностей для
проявления инициативы. Хотя бы потому, что в
законодательных документах достаточно часто употребляется
сам термин «Гражданское общество».
- Предназначение гражданского общества - это и есть
контроль над государством, - поясняет депутат. - Но форму
нужно выбрать такую, которая удовлетворяла бы и
гражданское общество, и власть. Безусловно, анархии быть
не должно. Может быть, какие-то совместные семинары,
круглые столы?
Это несерьезное предложение как нельзя более красноречиво
характеризует государственное отношение к третьему
сектору в Беларуси.
- Пока власть рассматривает гражданское общество как тот
барьер, который надо преодолеть, а не как субъект,
который может помочь принимать правильные решения, -
констатирует Сергей Мацкевич. - Показательный пример -
перенос памятника Максиму Богдановичу в Минске у Театра
оперы и балета. Разве не могли власти заранее обсудить
это с людьми и принять совместное решение, чтобы не было
такого шума?
По мнению представителей третьего сектора, существенно
изменить ситуацию внутри страны могла бы всего лишь одна
декларация со стороны государства, что представители
гражданского общества не являются врагами.
- Это был бы большой плюс, который позволил бы развивать
в Беларуси третий сектор, потому что в стране есть немало
граждан, которые готовы участвовать в ее развитии не
только на своем рабочем месте, - отмечает Сергей
Мацкевич.
Если Еврокомиссия будет настаивать на том, чтобы
общественность стала участником партнерских программ,
тогда, возможно, власти поймут, что все не так страшно и
сделают шаг навстречу, надеется третий сектор.
Мы - не враги!
Ни одна европейская институция, отмечает председатель
правления Инновационного фонда правовых технологий Елена
Тонкачева, не мыслит себя без формата гражданского
контроля. Процесс, который происходит в Беларуси накануне
Форума гражданского общества Восточного партнерства,
который пройдет 16-17 ноября, эксперт называет
«самоорганизацией для целей форматирования и гражданского
контроля».
- Мы открыты для разговора с госорганами и пригашаем их
для ведения совместного диалога. Это и есть процесс
складывающегося гражданского контроля, - полагает Елена
Тонкачева.
А какие шаги навстречу государству готовы сделать
представители третьего сектора?
- Мы, конечно, не согласимся закрыть глаза на нарушения и
отсутствие демократии, но это не означает, что мы
откажемся от сотрудничества в других сферах. Мы
предлагаем властям свое понимание того, что гражданское
общество и государство являются партнерами, - говорит
Сергей Мацкевич.
Справка. Приоритетная задача Форума гражданского общества
в рамках Восточного партнерства - укрепление контактов и
диалога между организациями гражданского общества и
органами самоуправления. Первая встреча Форума пройдет в
Брюсселе 16-17 ноября. Приглашения получили 27
белорусских НГО. Списки приглашенных не обнародуются.
Восточное партнерство - инициатива Евросоюза, которая
должна способствовать экономическому и политическому
сближению с Европой шести постсоветских стран: Украины,
Молдовы, Беларуси, Грузии, Азербайджана и Армении. Среди
перспектив для стран Восточного партнерства - вовлечение
национальных экономик в европейский рынок, присоединение
к единой системе коллективной безопасности и общей
энергетической сети, уменьшение стоимости и постепенная
отмена виз. Бюджет программы на 2010-2013 годы - 600 млн
евро.
Что знают белорусы о тех проектах по Восточному партнерству, которые власти уже направили в Еврокомиссию? Толком ничего. Представители третьего сектора, между тем, убеждены: пока эта информация будет закрыта от общества, партнерство не даст должного эффекта.