На этой неделе французский Совет мусульман представил председателю Национальной ассамблеи страны рекомендацию по поводу ношения паранджи. Таким образом, сражение за религиозные символы набирает обороты.
Думаю, эта борьба не оставляет равнодушными и нас с вами, хотя Беларусь и славится своей толерантностью и традициями межнационального и межконфессионального единства. Однако следует признать, что та культурно–религиозная экспансия с Востока, которую испытывает вся Европа, не может обойти стороной и белорусов. Ведь и на минских улицах мы все чаще встречаем милых дам в платочках и длинных восточных плащах. Не сигнализирует ли эта внешняя закрытость о нежелании интегрироваться и жить согласно нашим законам и традициям? Французские депутаты, например, хотят добиться полного исчезновения с территории Пятой республики паранджи, считая ее варварской. Они уже открыли путь к принятию закона о парандже, первого такого рода закона в Европе.
В статье «Глобальная война религиозных символов», напечатанной в газете Corriere della Sera, подчеркивается, что теперь разговоры о законе, запрещающем ношение паранджи в официальных местах, имеют принципиально новую основу: это уже не только борьба цивилизации против сегрегации женщины и изоляционизма этническо–религиозной общины, но и вопрос культуры в общественных отношениях. Это еще и мера безопасности, общественного порядка, пишет автор статьи.
Очень сложно, по мнению журналиста Марко Вентура, отличить страх от необходимости, определить разумные нормы, прочные и реальные принципы. Сложно определить причины и мотивы ношения паранджи. Но не стоит забывать о том, насколько сильна традиция. Представительницы различных стран, общественных групп и поколений придерживаются различных взглядов в вопросе о парандже. 50–летние женщины, когда–то приехавшие в Европу из стран Магриба, не понимают, почему их дочери начинают носить хиджаб, от которого они, матери, сумели отказаться. Для турецких феминисток тюрбан — прогрессивный вызов авторитарному государству. Для обращенных жительниц Европы хиджаб стал символом освобождения от рыночного рабства. Для студенток британских университетов хиджаб — статус — символ нефти, богатства.
Эти споры разделяют религию изнутри. Так, Мохаммед Муссауи, председатель Совета мусульман Франции, заявил, что он против ношения паранджи. В Египте шейх Мохаммад Тантауи полагает, что ношение никаба (мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз) в учебных заведениях противоречит исламу. А высший административный суд Египта высказался за то, что ношение никаба законно и является неотъемлемым правом студенток.
Сражение по поводу религиозных символов разделяет и государства. Так, недавняя инициатива британских противников ношения паранджи была отвергнута: ее восприняли как предлог для ограничения свободы тех, кто спокойно занимается своими делами, надевая ту религиозную одежду, которую он предпочитает. Как и в Дании, в Италии парламент все еще не определился по этому вопросу.
Итак, война символов в разгаре. При этом, опасаясь обвинений в неполиткорректности, французские депутаты пошли на маленькую хитрость. Вместо закона комиссия просто предлагает принять парламентскую резолюцию, в которой бы утверждалось, что «ношение паранджи противоречит ценностям республики», пишет газета Le Temps. По мнению депутатов, паранджа — «категорический отказ от любого человеческого общения», являющаяся плодом «систем мышления, которые можно охарактеризовать как «варварские» в том смысле, что они отрицают идею прогресса, цивилизации, демократии, равенства полов».
Сильно сказано, и эта категоричность отражает накал дискуссий во французском обществе... Однако есть и более трезвые головы, предрекающие, как бы паранджа не стала новым «знаменем протеста», а ее искоренение с парижских улиц не породило последовательниц Жанны д’Арк с восточным разрезом глаз.