В Украине много нового. Женщин морально готовят к новому пенсионному возрасту — 60 лет. Всех своих граждан, независимо от пола, президент предупреждает о грядущей шоковой терапии экономических реформ. Конституционный суд накануне 22 июня признает противозаконным использование красного знамени рядом с «жовто–блакитным» на официальных церемониях. Но российских политиков и журналистов больше всего волнует новый план сотрудничества этой страны с НАТО. Газета «КоммерсантЪ», ознакомившись с дээспэшным документом, приходит к выводу, что «недолгая идиллия в отношениях РФ и Украины, начавшаяся с приходом к власти Виктора Януковича, подходит к концу».
Сложно сказать, в какой момент отношения между двумя соседками стали развиваться по нисходящей. Пожалуй, пик был пройден год назад, когда свежеиспеченный президент Янукович разрешил Черноморскому флоту России остаться в Севастополе до 2042 года. Проницательному наблюдателю и тогда было ясно, что это чисто экономическая сделка: Киев обменял Севастопольскую бухту на относительно дешевый газ. Но из кремлевского окна новые украинские власти выгодно смотрелись на фоне их «оранжевых» предшественников. Сегодня, когда дармовой газ испарился, развеялись и надежды на особые отношения между Москвой и Киевом.
«Газпром» небезосновательно называют вторым российским МИДом. И все же партия бизнесменов в российском правительстве сегодня победила партию геополитиков. Для менеджеров газовой монополии важнее заработать лишний миллиард, чем удерживать Украину на своей внешнеполитической орбите. Глава «Газпрома» Алексей Миллер уже предупредил украинских потребителей, что до конца года цены на «голубое топливо» могут вырасти до 500 долларов за 1.000 кубометров. Для неокрепшей после кризиса экономики, как считают некоторые эксперты, это будет нокдаун. А для партии Януковича, готовящейся к парламентским выборам, возможно, и нокаут.
Поэтому его команда использует сегодня все рычаги влияния на Россию, чтобы изменить кабальные условия контракта, — ведь с бывшими противниками по войне, немцами, россияне делятся своим теплом дешевле, чем с украинцами. В этом ключе следует рассматривать судебное преследование, а скорее, охоту на Юлию Тимошенко, в одиночку подписавшую действующие газовые договоренности с Россией. С одной стороны, это отвлекает внимание озлобленного внутреннего зрителя. С другой — неприятно давит на Владимира Путина, который ставил свою подпись вместе с Юлией Владимировной и который еще не определился насчет своего участия в президентских выборах 2012 года.
Если объявленная Миллером астрономическая цена — это была разведка боем, то усиливающийся накат на украинские власти в российской прессе — это уже старый проверенный метод позиционной войны в исполнении Кремля.
Тема для обсуждения выбрана вечная: Украина и НАТО. Сначала была организована публичная перепалка между Москвой и Киевом по поводу международных учений в Одессе с участием американского крейсера, оборудованного системой ПРО. Теперь возмущенно обсуждается план украинского сотрудничества с НАТО. Слишком уж много этих планов.
Вообще говоря, кооперация Украины с альянсом не дотягивает до уровня российско–натовского сотрудничества. Однако в Москве раздражены тем, что Янукович в свое время критиковал Ющенко за планы присоединения к НАТО, а сам на высшем государственном посту постепенно сближает Украину с этим военно–политическим блоком. «Они нам говорят одно, а делают другое», — сетует глава комитета госдумы по международным делам Константин Косачев.
Алаверды киевского руководства, опубликованное в прессе, звучит так: «У нас была иллюзия, что если в отношениях с РФ снять ключевые раздражители вроде признания Голодомора геноцидом, планов вступления в НАТО, нежелания продлевать присутствие Черноморского флота, то все наладится. Но этого не произошло. Москва хочет, чтобы мы находились в ее орбите и еще за это ей же и доплачивали. Взять хотя бы Таможенный союз. Нас туда очень странно зовут. Нам не говорят, что мы от этого выиграем, а указывают на то, что потеряем».
Москва действительно не хочет сегодня платить за союзничество, а предпочитает действовать с позиции силы. Украина, по меткому выражению одного дипломата, находится сейчас в геополитическом шпагате между российским газом и кредитами МВФ (кстати, повышение пенсионного возраста — это условие фонда), и последнее более реально. В Киеве, который из–за недостатка средств в казне вынужден даже сокращать минобороны на треть, оправдываются, что американцы хорошо платят за совместные учения. Одесские моряки еще долго не забудут усиленный паек, который им выдавали в дни маневров. Но, безусловно, не это главное.
Стратегическая цель Украины — это интеграция в европейские структуры, и она от этой цели никогда не отказывалась, даже когда подписывала харьковские соглашения по флоту. И не откажется, потому что эта модель социально–экономического устройства для украинцев наиболее привлекательна. Что бы там ни говорили, что ЕС отдельно, а НАТО отдельно, но это две стороны одной и той же медали.
Блок питанияО стратегической цели УкраиныВ Украине много нового. Женщин морально готовят к новому пенсионному возрасту — 60 лет. Всех своих граждан, независимо от...